Авторитарная личность (от лат. autoritas - власть) - конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено психологом Э. Фроммом, который с его помощью пытался истолковать истоки нацизма.
Нацизм, вроде бы, давно побежден, - а жажда власти человека над человеком?
Мы говорим сейчас о неосознанном стремлении человека возвыситься над другими не своими знаниями или талантами, не признанием окружающими большего жизненного опыта, а с помощью применения психической силы личности, социального положения или «связей» с такими людьми. Естественно, что другие люди при этом испытывают унижение и, если они психически здоровы, начинают сопротивляться. Бессознательные конфликты проявляются, когда человек проецирует свои «запреты» потребностей и агрессию на других людей. Как правило, из числа этнических, политических или религиозных меньшинств, выбранных в качестве образа для этих психологических проекцией, поскольку это субъективно менее опасно с точки зрения последствий. Сторонники авторитаризма часто ссылаются на социально приемлемые предрассудки. Психолог Альфред Адлер рассматривает, с другой стороны, соединение «волю к власти над другими», как центральную невротическую черту, которая проявляется как агрессивное поведение, компенсирующее боязнь неполноценности и ничтожества. Согласно этому мнению, авторитарная личность нуждается в сохранении контроля и доказательстве превосходства над другими, нуждается в конфликтах, борьбе с врагами вместо простого равноправия, сочувствия и взаимной выгоды.
Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую.
Однако, человек, добившийся любого социального статуса с помощью психической силы, не просто имеет такой тип личности, а очень часто понимает это, и сознательно, и с удовольствием пользуется властью в корыстных целях. В данном случае поменялась только мотивация. Коррупционеру нужна не власть над вами, а ваши деньги. Он не станет устраивать конфликты и выстраивать субординацию. Наоборот, мягко и доверительно улыбаясь, он начинает игру по опустошению вашего кошелька или банковского счета.
КОРРУПЦИОНЕР (википедия)
- это получатель взятки или других благ, полученных незаконным путем. Это должностное лицо, наделенное определенными полномочиями и властью, которое злоупотребляет своим должностным положением в пользу взяткодателя и получает за это взятку. Коррупция не ограничивается взяточничеством, и поэтому не только получатели взяток являются коррупционерами. Преподаватели, руководители и другие ответственные сотрудники вузов, которые участвуют в расхищении фондов, фальсификациях, подлоге, махинациях и других актах коррупции тоже квалифицируются в качестве коррупционеров.
Также подобной «болезнью» страдают люди бизнеса, различных неформальных организаций, представители сект, оккультные круги, криминальные группы и другие самые разные сообщества людей, не способные зарабатывать установленными государством способами, а обязательно желающие придумать что-нибудь новое , креативное в надежде на больший результат.
Обратите внимание, как современное общество высоко ценит бизнес - способности «выбить» деньги из клиента! Сколько придумано «пирамид», способов быстро заработать не напрягаясь, каждый из которых так волнует окружающих, что создает прямо таки цунами общественной активности!!! Чего хотят эти милые люди? Они хотят только денег, как можно больше денег любой ценой… И, если вы попали в эту компанию, то только потому, что тоже хотите зарабатывать обманом. Любой удачный обман сразу делает этого человека героем в своей небольшой «пирамиде» или на веки вечные он становится героем сериала нашего времени, современным Остапом Бендером, потому что сюжет остается популярным и востребованным. Всем нужны свежие идеи , как «выбить» деньги из окружающих… Но , от жадности, такое общество становится все беднее , «пирамида» - сеть разваливается, а сетевики бросаются на поиски следующего «ноу-хау», « счастливого бренда», хвоста Жар-Птицы и ситуация повторяется…
Отчасти в этом виновно и государство. Оно ,пока что, не предлагает гражданам достаточно рабочих мест, где существует достойный заработок для того, кому достаточно средней и стабильной зарплаты. И, самое ужасное, оно не разрешает гражданину самому придумать себе работу. А , если разрешает, то создает такие жесткие системы контроля, в которых творчество становится невозможно. Об этом хочется сказать подробнее. Вот что пишет об этом психолог Руслан Ильченко « Насилие над личностью может происходить в нездоровых системах. Мы понимаем под этим – семью, бизнес, администрацию на работе, школу, университет, правительство, культуру, науку, церковь, расу, этническую группу и многое другое….»
Какие системы для человека здоровые, и какие нездоровые?
Как происходит насилие в нездоровых системах?
Такая система имеет плотные внешние границы, настоящие стены. Эти стены состоят из правил. Через них тяжело чему-то проникнуть как внутрь, так и наружу. Управление в такой системе базируется на беспрекословном повиновении авторитетам. Правила могут меняться, поэтому поклоняются не правилам, а авторитетам. Авторитеты и создают эти правила. И главное правило такое: «Никто не имеет прав на свое мнение, только авторитет!» Раз у обычного человека прав нет, то внутри системы он входит с ней в соревнование и борьбу, как выжить и обойти правила. Поэтому общество начинает захлебываться от огромного количества нарушителей правил…Невероятное количество сил и энергии налогоплательщиков тратится на борьбу с «ужасными» нарушителями, а на самом деле - это нормальные люди, просто они не укладываются в такие жестокие или унизительные правила. Или создаются правила, которые , в принципе, невыполнимы. Любой нормальный человек в таком случае начинает бороться за свои права, которые нарушены. Или человек ломается, становится безвольным и апатичным. Авторитет при этом имеет право вторгаться в личные границы людей. Он может там делать все, что он захочет. Всё приготовлено к тому, чтобы случилось насилие. Никому извне и внутри не дают критиковать и оценивать действия авторитета. Если разговор идет о нездоровой системе, то она может всячески защищать свой авторитет, не позволяя никому не то что обсуждение нарушения чьих-то прав, но даже покрывая и оправдывая хамство, манипуляции и даже преступления своих членов. Собираются в такие социальные группы именно авторитеты, создающие вертикаль «по понятиям». Т.е. , внутри системы создаются отношения по уровню силы личности и возможности «давить и контролировать» тех, кто ниже, и безропотно переносить давление тех, кто выше. Мир таких людей соответственно делится на «своих» и «чужих». С чужими допускаются отношения насилия, запугивания и использования. Этот мир недалеко ушел от уголовного мира , но то, что он находится не в «зоне», а рядом, в обычной нашей жизни – сигнализирует о возможности насилия и высоком уровне криминальности общества.
Отношение к человеку как к объекту потребления в такой системе включается в модель общественных отношений. Происходит подмена сущностных различий между людьми , нарушается равенство прав и возможностей. Также и атеизм приводит к потере третьего измерения человеческого существования – природы духа и его творческого самовыражения , данного самим фактом рождения, высшим законом жизни, исходящим от Бога. Вместо значимости жизни каждого человека как таковой, априори, в обществе потребления происходит подмена на идеологию пользы : что с тебя взять? Сколько ты можешь зарабатывать денег? Сколько часов можешь работать без отдыха? Каков твой статус, социальное положение, связи – т.е. ты ценен только выгодой потребителя. Поощряется и оплачивается подчинение своей жизни, когда кто-то другой определяет , что делать и как жить – и это демонстрирует отношение к человеку как к объекту потребления. Порицается стремление человека самостоятельно управлять своей жизнью, не поддерживаются бесполезные творческие занятия. А также заметно упрощаются в обществе потребления вопросы любви , смысла семьи и всех остальные гуманитарные ипостаси нашей жизни. Смысл жизни сводится к производству и потреблению продуктов производства. Отсутствуют структуры, приоритеты и пространства, поддерживающие ценность человека, его целостность, уникальность, смысл существования, независимо от приносимой пользы. В чем же истоки , откуда появляются такие взгляды и негуманные понятия?
Если ребенок живет в нездоровой системе и не имеет права на свои мысли и чувства, то, когда вырастает и покидает семью, - не может выжить в свободной и здоровой системе, в которой нет жестких границ. Такой человек похож на утку, которая сидит в пруду и ждет, когда придет охотник и подстрелит её. И , создавая затем свою семью или социальную группу, такой человек сам становится насильником или авторитетом.
Высокое и очень высокое социальное положение не является критерием, гарантией уважения к окружающим людям. Например, блестящий молодой доктор психологических наук, очень много знающий о психике и ее сохранности, может на кафедре университета рассказывать студентам о гуманистической психологии, особенно умиляясь от того, что Виктор Франкл создал свою теорию в концлагере во время второй мировой войны. «Вот, даже в концлагере человек может оставаться человеком и заниматься научными исследованиями!!!» Очевидно, что такой преподаватель подсознательно мечтает о концлагере для других людей или другой подобной системе жизни, где его власть не будет ограничена…
Итак, нездоровая система – это где нет выбора , правила очень жесткие и несправедливые.
Но, полное отсутствие правил также приводит к насилию. «В 60-70 годы 20 столетия молодежь США восстала против правил. Так образовалось движение «хиппи». Они сказали: «Мы выбросим правила для благополучия наших детей, пусть они сами устанавливают свои правила. Дети попали в опасную ситуацию. Они не были научены добру и злу, что хорошо и что плохо. Они не знали, как жить и справляться с трудными ситуациями. Родители – хиппи сделали это не потому , что любили своих детей, они были просто эгоистами и не хотели тратить время на воспитание. Им хотелось употреблять наркотики, алкоголь и отдыхать на вечеринках. Бездействие в данном случае - есть самое настоящее насилие над детьми, потому что родители не научили их решать простые повседневные задачи, заботиться о себе, строить отношения в социуме. Чтобы дети стали свободны от правил, хиппи даже не отдавали их в школу, а в результате многие из них также стали наркоманами, алкоголиками, проститутками, соответственно – попали в тюрьмы и очень много страдали». Поэтому бездействие также является насилием над личностью, особенно над ребенком.
Таким образом, мы можем заключить, что не бывает гармонии в крайностях: и между насилием, прекращающим всякую возможность собственного поступка, и полным бездействием и равнодушием власти или родителя - есть некая золотая середина, которая устроит многих людей или большинство . Очевидно , что это и должен быть гласный (юридический) и негласный моральный закон жизни общества.
Итак, мы обозначили насущную тенденцию современной жизни, которая может случиться и случается с каждым из нас, при встрече с человеком авторитарного типа личности, злоупотребляющего своей властью над другими, имеющего узкое представление о жизни, не умеющего различать и принимать решения. Да-да, от этого последнего происходит множество трагедий. Ведь на самом деле авторитарный тип личности не способен найти правильное решение ( узкое восприятие жизни, неумение строить отношения с людьми) и , поэтому часто действует по инструкции, формально. То есть совсем не решает и не берет ответственности ( пример не для армии, а для обычной жизни). Его посадили на это место для принятия решений за других, а он является девиантным отклонением от социальной нормы!!! Или не имеет профильного образования для профессиональной деятельности и посажен на это место по родственным или приятельским связям. Он не знает, не понимает, что этим ДРУГИМ нужно или ему это не интересно понимать… Но, он умеет произвести впечатление, запугивать и охранять свою власть! Такой «специалист» профнепригоден выполнять свои обязанности , но всеми силами создает видимость деятельности. И любой, человек, попавший в жесткую систему авторитета, теряет возможное развитие, справедливую оплату за свой труд, достойное и счастливое проживание своей жизни. Но и всю подобную диктаторскую систему, в общем, сразу же начинает лихорадить, работать она не сможет. Причина ее возникновения – отсутствие тестирования на тип личности при вступлении на должность в официальном случае, т.е. очень слабая кадровая политика. И, конечно же, наша психологическая и жизненная наивность во всех остальных случаях, непонимание эгоистической природы человека, слабое нравственное воспитание. Потому что, авторитарный тип личности существовал всегда, и умение видеть таких людей и понимать их поведение спасает жизнь и нервную систему…
Психология также считает, что руководитель шизоидного типа отношения видит как вертикаль и никогда – на равных, мотивирован только своей властью и статусом (подсознательно борется только за это, карьерист). И такая мотивация может быть всего лишь защитной реакцией личности…
Шизоидный тип личности ( википедия). «Отчуждение и одиночество – частые попутчики человека шизоидного типа личности. Поскольку люди-шизоиды игнорируют общественные ожидания, индифферентно относятся к мнению большинства, нуждаются в отдельном пространстве, куда никого не пускают. И это может быть должностной кабинет…Поэтому такие люди часто выглядят внешне бесстрастными, презрительными и ироничными по отношению к окружающей массе людей».
Руководитель параноидного типа мотивирован победой и имеет две тенденции в поведении: «убегать» или «догонять». Если такой человек попадает в фискальные или контролирующие органы – от него не скроются нарушители! Но, если чувство здравого смысла потеряно, то такой человек будет патологически всех подозревать и стараться каждого «схватить за руку».
- «Параноидный тип личности даже в здоровом состоянии привык переносить собственные негативные стороны вовне, а затем бороться с ними как с внешними угрозами. Совершенно не видит собственной враждебности, агрессивности и страха. Параноидная личность формируется в результате строгого и критичного воспитания, требующего смирения. Также присутствие взрослого, который не может утешить и помочь справиться с трудными чувствами, а сам нуждается в утешении, является почвой для взращивания параноидного типа личности».
Очень часто при этом руководитель старается отделиться от коллектива и создает себе имидж занятого, важного и строгого господина. Вопрос или доклад такому начальнику заканчивается критикой и унижением в любом случае. Это тоже защитная реакция и маска параноика, убегающего от людей. Такой человек легко создает конфликты, незаменим на войне, но позитивная составляющая будет хромать…
Т.е. оба эти типа личности имеют узкий социальный коридор и слабую способность общаться. И каждый из них, плюс к этому, может иметь неуправляемое желание денег, которые возьмет за счет создания такой нездоровой системы.
Что же такое ЗДОРОВАЯ СИСТЕМА?
Здоровая система представляет собой систему, где есть границы и взаимоотношения основаны на любви и уважении к БОГУ (к жизни в целом), другому ЧЕЛОВЕКУ и себе. Где законы одинаковы ко всем и обязанности не вступают в конфликт с правами, потому что не рассматриваются отдельно. Границы этой системы проницаемы для всего хорошего и жесткие для всего плохого. Они открыты для всего нового и доброго, что приходит снаружи. Они открыты для того , чтобы выходило наружу все плохое. Происходит свободный обмен между системами. Разрешается задавать вопросы и учиться». Люди могут иметь свои собственные мысли, регулируют степень открытости, принимают решения относительно своей жизни самостоятельно. Потому что им это было разрешено с детства, и выработался навык различения. Такие люди имеют широкий социальный коридор возможностей, способны в рамках Конституции реализовать таланты и способности и этим принести благо обществу и окружающим. Мы должны понять, что благо - родный человек может появиться не сам собой, а только научившись делать хорошие поступки окружающим. Кто же его научит? Кто-то в детстве подает пример ребенку – как делать добро! А человек, который вырос и не научился – просто не понимает, чего от него хотят… Если кто-то рядом с Вами говорит о том, что нужно ужесточить законы, больше контролировать, строже спрашивать, потому что нет порядка… , то это как раз – человек не умеющий различать , отделять доброе от злого. Он предлагает всем одинаковые законы, как в тюрьме! Он не будет , потому что не может, отделять нормального гражданина от преступника. И, если такого человека поставить во главе любой организации или сообщества, то он создаст свой личный диктат, и оправдает это наведением порядка, производственной необходимостью или обеспечением безопасности. Опять же, есть два варианта: авторитет, который действительно так думает или авторитет, который хитрит и прикрывается гуманитарными ценностями, чтобы сохранить возможность контролировать общественный ресурс и обогащаться. Чтобы более эксплуатировать и обогащаться. Даже, если такой человек имитирует различные реформы и улучшения, они не приносят благо окружающим. И это связано с тем, что такой тип личности не понимает, что есть благо и не может его «придумать». Поэтому именно такой сильный, уверенный в себе руководитель считается самым худшим вариантом движения вперед. Он создает стрессы своих подчиненных, их бессилие и равнодушие к работе и , в результате - текучку кадров. Остаются те, которым нравится «садо-мазо», т.е. совсем не по критерию производственной необходимости происходит подбор сотрудников в данную организацию…
Такие эксперименты над подчиненными сложно избежать в частном бизнесе, но вполне возможно – в общественных и государственных структурах, так как тип личности изменить невозможно, но можно протестировать при вступлении в должность. Можно определить многие социальные критерии, уровень агрессивности и эгоизма заранее, склонность к аффектам , психическим заболеваниям или скрытым латентным комплексам…И, если от работы данного «психопата» - властолюбца , злоупотребляющего своим служебным положением, зависит жизнь и психическое здоровье многих людей, результат их долгих совместных усилий и ожиданий – общество может создать систему фильтров, предохраняющих его от сползания в агрессивные и примитивные формы существования. Ведь общество не прогрессирует одним человеком, даже очень сильным. Его прогресс связан с инициативой, возможностями всех членов и обязательным диалогом «верха» и «низа». Правильный руководитель сначала должен иметь систему различения (кого и насколько наказывать, кого и насколько поощрять и хвалить), обратную связь, научиться собирать всю информацию о решаемом вопросе, общаться с подчиненными, чтобы понять ресурс своей организации. Предложить подчиненным условия работы, в которых этот ресурс раскроется и увеличится. И наиважнейшим основанием такого ресурса является уважение к сотруднику или компаньону, просто человеческое дружеское отношение к клиенту или гражданину, который живет и работает рядом всю жизнь! Психический ресурс каждого из нас напрямую зависит от положительных эмоций и подкрепляется только ими, а не силой и давлением личности чиновника в учреждении или продавщицы в магазине… Как только граждане это поймут и сделают выводы , в управление нашей жизнью придут компетентные и внимательные руководители.
Светлана Левантович, психолог +7 978 838 1518 mysticstudio.ru
Тестирование способностей, прогноз на открытие бизнеса, любые странные состояния