Зависимое поведение

Автор

ВВЕДЕНИЕ 

Аддиктология – новый раздел современной психиатрии и клинической психологии. Это наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации. В настоящее время значительно увеличивается число пациентов с аддиктивным (зависимым) поведением, требующим расширения границ наркологии за счет привлечения новых знаний в смежных дисциплинах (философии, психологии, психотерапии, биомедицинской этике и др.). Главными задачами являются: – формирование и развитие у обучаемых прочных знаний и умений в области аддиктологии; – овладение студентами, педагогами, психологами основами профессиональной этики при работе с людьми, имеющими разного рода зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания, пищевые аддикции, трудоголизм и т. д.)

 

АДДИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Понятие «зависимое поведение» в последнее время получило распространение не только в научных кругах, но и в обыденной жизни. Зависимое поведение – это привязанность, имеющая определенную выраженность и недопустимая с точки зрения общественных норм, угрожающая здоровью, причиняющая психологические страдания самой личности. Согласно статистике, по причинам, связанным с зависимостями, погибает больше людей, чем в результате воин и преступлений. В круг зависимых попадают люди разного возраста, образования, профессионального статуса, этнической принадлежности и уровня благосостояния. Феномен зависимости рассматривается в различных науках: медицина, психология, социология, педагогика и другие. Аддиктология – наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации.

Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, с формированием стремления ухода от реальности путем изменения своего психического состояния. Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. Любая аддикция формируется на основе последовательного чередования специфических психологических состояний, при которых переживание боли, чувства одиночества сменяется сильным положительным ощущением. Мозг запоминает путь приобретения этого опыта устранения неприятностей. Следовательно, важны интенсивность переживаний и специфический способ смены эмоциональных переживаний. Стоит помнить: чем сильнее эмоция, тем сильнее формируется зависимость. Для зависимых людей типична гедонистическая установка в жизни, то есть стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

 

ПРИЗНАКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

У всех видов зависимости существуют общие признаки. Отечественный подход к определению признаков зависимого поведения:

  • навязчивое стремление к определенному поведению;
  • нарастание напряжения, если есть препятствие для осуществления поведения;
  • временное снятие напряжения при завершении поведения;
  • цикличность этого поведения;
  • специфичность для каждого типа нехимических аддикций определенного паттерна поведения;
  • возникновение каждого последующего цикла предопределяется как внутренними, так и внешними причинами;
  • наличие неприятных эмоций на первых циклах подобного поведения. Зарубежный подход к определению признаков зависимого поведения:
  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявленным превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они не виноваты;
  • стремление не брать ответственность;
  • стереотипность, повторяемость поведения;

На развитие зависимого поведения в большой степени оказывают влияние социальные факторы. Их можно разделить на макросоциальные и микросоциальные. Макросоциальные факторы отражают экономическое, политическое и культурное состояние общества и включают в себя политику государства в отношении потребления тех или иных психоактивных веществ: правовые отношения, религиозные, культурные, исторические, пищевые традиции, воспитательные, образовательные, социальные государственные программы. В современном российском обществе существуют факторы, стимулирующие развитие аддиктивного поведения:

• традиции, обычаи, законы, касающиеся потребления алкоголя и других наркотических веществ;

• нестабильность общественного развития;

• неопределенность социальных норм, терпимость к аморальным и антиобщественным формам поведения;

• слабое информирование населения о последствиях зависимого поведения, отсутствие объективной информации

• доступность алкоголя и наркотиков;

• недостаточный психологический контроль за состоянием здоровья граждан, недоступность психологической помощи для малообеспеченных слоев населения;

• слабая кадровая политика в институтах исполнения права, представители закона и контролирующих институтов не имеют аккредитации профессиональной либо о состоянии психологического здоровья, что приводит к их неэффективной работе и высокому уровню преступности в обществе.

 

МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

На начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывают: семья (структура, экономическое положение, позиции членов семьи к употреблению психоактивных веществ, культурные, морально-этические, нравственные традиции, проводимый воспитательный процесс, патологические формы воспитания – гипоопека, гиперопека, гиперпротекция), а также различные социальные группы (школа, училище, вуз, армия, дворовая компания, «тусовка» по интересам – фаны, панки, хиппи, байкеры, реперы и др.). Очень значителен фактор семейный: употребление родителями психоактивных веществ, семейная нестабильность, проблемы внутрисемейного общения.                                 

 

НЕХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ

Зависимость (аддикция) – это потребность вновь и вновь совершать то или иное действие. Даже если то или иное наше пристрастие является совершенно невинным, оно потихоньку разрушает наше "я", делает нас несвободными, а в дальнейшем слабыми и безвольными. Зависимость – это всегда привыкание к тому или иному предмету, действию, явлению или человеку. Потеряв объект пристрастия, мы не находим себе места. И иногда требуются долгие годы для того, чтобы избавится от ненужной кабалы

Итак, аддикция представляет собой навязчивое желание выполнять какую-либо деятельность или острую потребность в ее совершении

Аддикция — это заболевание, которое можно условно поделить на две основных категории.

 

ВИДЫ АДДИКЦИЙ

1) химическая (субстанциональная, или физическая),

2) поведенческая (не субстанциональная, или психологическая).

В этом реферате мы рассмотрим несколько нехимических аддикций бытового порядка.

 

НЕХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ

 

Нехимические зависимости относятся к поведенческим.

Поведенческая аддикция характеризуется привязанностью к определенной деятельности. А также неспособностью от нее самостоятельно избавиться. Аддиктивное поведение чаще всего возникает из-за желания оторваться от реальности и попасть в созданный сознанием мир. В настоящее время существуют приемлемые и в большей или меньшей степени безопасные для человека и принимаемые обществом формы подобной зависимости: влюбленность, деньги - власть, семья-дети, творчество, духовные практики, трудоголизм, а также экстремальные виды спорта. Любая бытовая зависимость может быть с плюсом, а может быть с минусом: слишком сильное желание есть или полное отсутствие желания принимать пищу. Человек может, занимаясь спортом, делать слишком много хорошего для своего тела, а может отравить свое тело алкогольными, никотиновыми и другими токсинами.

Но, рассуждая практически, психолог может во время консультации столкнуться и с явлением девиантного отклонения от социальной нормы, а также с совершенно социально нормальным и успешным человеком, имеющим нехимическую поведенческую зависимость в характере и привычках. И поэтому есть необходимость раскрыть данную тему подробнее. Эти аддикции условно можно назвать бытовыми, обычными, но степень зависимости человека от них существенно влияет на его жизнь, жизнь его семьи, подчиненного ему коллектива, если он руководитель, и всего общества, если этот человек имеет в обществе большие полномочия и власть. Бытовые аддикции охватывают весь спектр человеческой жизнедеятельности.  Давайте их перечислим:

Деньги, материальные блага

Тело, физическое здоровье

Секс

Способности

Семья, дети

Внешняя красота

Известность, слава, поклонение

Отношения

Духовность, религиозность

Цели, планы

Образование, интеллект

Работа

Карьера

Власть

Контроль окружающего мира

Мораль, нравственность

Благородство, порядочность

Доверие

Идеализация прошлого

Идеализация будущего

Так же существуют негативные переживания как черта характера, устойчивый паттерн в отношениях с другими людьми, который можно назвать условно аддикцией, нарушением в поведении, приводящим в дальнейшем к психосоматическим проблемам и конфликтам в отношениях. Эти негативные переживания всем известны и терапевтическая работа с ними просто необходима, если психолог видит данную яркую черту характера по ходу анализа совсем другой проблемы клиента. Давайте их тоже перечислим:

Гордыня

Обидчивость

Ревность

Критика, осуждение

Недовольство телом

Недовольство собой

Недовольство судьбой

Агрессия на мужчин

Агрессия на женщин

Зависть

Уныние

Суицид

Скорее всего, этот список можно продолжать, я указала те аддикции, которые встречались в моей практике при тестировании клиентов.

 

Трудоголик

Чаще всего человек не замечает этой своей черты поведения и ему она не мешает. Но при анализе мировозрения выясняется, что клиент считает, например, что все люди должны работать. Неработающие люди – это бездельники, которых надо посадить в тюрьму и там заставить работать принудительно…И этот человек имеет свой бизнес и 200 подчиненных! После такой его фразы можно предположить, что данный руководитель имеет в характере несколько аддикций сразу: работа, властолюбие, контроль окружающего мира, осуждение окружающих, и, может быть, гордыню. Сразу мы можем предположить, что при таком отношении к подчиненным данный руководитель строит на своем предприятии отношения по принципу “садо-мазо”. По этой причине будет происходить высокая текучка кадров, что еще более убеждает этого руководителя, что люди не хотят работать…Также, мы не можем знать точно, но можем предположить и проверить, не лукавит ли клиент и действительно работа является его основной мотивацией? Причина может быть в неуправляемом желании денег, которое директор маскирует под требование работать. А на самом деле он сдвоил или строил ставки работникам и хочет сэкономить на зарплате, заставить каждого работника работать за троих…

Со временем работа наносит прямой вред его душевному или физическому здоровью. Аддикт не умеет пользоваться результатами своего труда. Такой человек склонен к спасительству, что объясняется следующими мотивами: чувство своей незаменимости; заполнение времени; получение приятного заслуженного утомления; разрядка агрессии в форме упреков. Трудоголик оказывает влияние на других членов семьи, не получающих от него эмоциональной поддержки. Члены семьи либо видят в нем пример, либо не принимают и идут по пути более деструктивных аддикций. Дети работоголиков часто сами становятся аддиктами. Вместе с тем следует учитывать, что трудоголизм может стать «спасительной» аддикцией для бывших наркоманов и алкоголиков на этапе реабилитации.

 

Семья-дети

Женщина на приеме рассказывает, что семья является ее смыслом жизни. И далее выясняется, что она не работала никогда, муж зарабатывал. Сейчас муж ушел к другой женщине. Но не насовсем, а сказал, что временно. Периодически приходит, дает деньги. Иногда остается ночевать, иногда не остается… Все страдают…Дети выросли и с родителями жить не хотят… Сразу психолог может предположить аддикцию семьи у этой женщины. Сверхзначимая ценность привела ее к трагедии при естественном окончании семейного цикла. Нужно искать другие смыслы жизни, сферы приложения способностей и радость от деятельности в обществе. И без помощи психолога она сама это будет делать только принудительно, если семья действительно полностью распадется. Именно в этом случае я очень внимательно тестирую на способности и таланты. Оказалось, что эта милая женщина делает в свободное время искусственные деревья, которые, глядя на фото, нельзя отличить от настоящих. Что ее подруга имеет цветочный магазин и принимает у нее иногда эти деревья на продажу. Но она не считает это важным делом! А ведь жизнь дает нам всем шанс пройти кризис и обстоятельствами всегда помогает найти новую дорогу.

Молодая женщина рассказывает о своей семье: она – кандидат физико-математических наук, муж – архитектор. Живут вместе 10 лет. Детей нет, потому что ей надо делать диссертацию, а муж хочет детей, но у нее хорошие перспективы на кафедре…Недавно она узнала, что у мужа есть параллельно другая семья и уже там есть ребенок. Но, по ее словам, это все ерунда, потому что вторая жена ее мужа даже институт не смогла закончить… И в этом случае мы можем предположить аддикцию образования – интеллекта в сочетании с карьерой…

Конечно, все это происходит, потому что человек – существо увлекающееся и, одновременно, имеющее развитую психику и инфантильную. Потому что личность хотела бы иметь успех и его легче получить там, где человек уже наработал социальный уровень проявления выше стандарта. Но развитие психики в очень узком социальном коридоре обязательно приводит к недостаточному ее развитию в других социально важных областях.

 

Известность, слава, поклонение

В творческой среде очень многие представители искусства не могут контролировать желание быть на сцене, быть не таким как все, быть обожаемым и иметь поклонников. Это понятно, если человек действительно талантлив и достиг высокого уровня профессионализма, он признан, востребован и это его профессия. Но, если перед нами любитель, графоман, блогер, а претензия на славу и значительность просто неадекватна, стоит обратить внимание на это и предположить, что этот человек имеет тщеславие или гордыню, возможно, идеализацию слишком большую своих целей и планов на похвалы и признание, которые, к сожалению, не сбудутся. Но, если это никому из окружающих не приносит вред, то подобная аддикция, возможно, нуждается в легкой коррекции, но также является и двигателем развития этого человека, мотивацией писать, рисовать, танцевать и так далее. На начальном этапе развития таланта честолюбие и трудолюбие очень часто помогают двигаться вперед и заниматься таким делом без возможности иметь заработок. В творческих же группах и союзах коллеги достаточно терпимо и с пониманием относятся к причудам и отклонениям, творческим взлетам и падениям своей богемы, понимая, как не просто развить любой талант.

 

Мораль-нравственность

Аддикция морали-нравственности сейчас встречается довольно редко, в основном у учителей, людей духовных и включает в себя все общепринятые нормы поведения в обществе, нравственные правила и, что будет крайне интересно психологам, церемонии сближения. Да, именно людей, не знающих как себя вести называют “бесцеремонными”. Какой именно набор этических норм и правил поведения имеет в виду этот человек, никто не знает. Но он считает себя знатоком и цензором. Если он доброжелательно объясняет эти правила окружающим, то проблемы нет, наоборот, все захотят у него поучиться чтобы быть успешными и приятными другим людям. Но за этическим догматом слишком часто скрывается гордыня, обида, контроль. Выражается это в форме упрека, с критикой и осуждением, словно человек, который зашел в троллейбус с мороженным – совершил уголовное преступление…  Конечно, это агрессия и она провоцирует окружающих на совершенно неэтические поступки к этому воспитанному человеку… Коррекция касается, в первую очередь, работы с агрессией на людей, права их контролировать и осуждать.

Благородство-порядочность

я выделила в отдельную группу зависимостей по причине другой мотивации клиента в этом случае. Здесь идеализируются не внешние правила поведения, а свое внутреннее отношение к другому человеку:

“Я тебя уважаю, и поэтому, я не могу тебя обмануть, предать, говорить за глаза плохое (сплетничать)…” То есть, я тебя уважаю как самое себя! Я тебя возвожу на пьедестал почета равного мне! Вы скажете – это же самое правильное поведение! Это недостижимый в наше время идеал – как один человек должен относиться к другому. Да. Этот человек очень интеллигентен и прекрасен. И, он так относится ко всем, невзирая на то, что у нас переполнены тюрьмы, психбольницы, идет война, на которой нормальные люди получают навыки убивать, сверхвысокий уровень криминальной обстановки, люди очень разные вокруг него…Но этот человек считает, что все достойны уважения и все одинаково хорошо к нему относятся… Это может быть розовая милая девушка, которая любит всех и наивно рассчитывает на такое же доброе отношение к ней. Я встречала много пенсионеров советского мирного времени, которые так и остались в этих иллюзиях доверия окружающим. Конечно, они и становятся жертвами мошенников, не в силах разрушить стереотип, что полицейский может не хотеть его спасти, что обманывать может врач, “втюхивая” дорогое и бесполезное лекарство, что дверь незнакомому человеку можно открыть… “ А что у меня можно украсть? У меня ничего нет…” И он открывает дверь наркоманам…Обязательно психолог должен обратить внимание на беззащитность этого человека и его готовность стать жертвой обстоятельств. Возможно, что такая консультация завтра спасет ему жизнь.

Сюда же, конечно, после психологического анализа можно добавить идеализацию внешней красоты розовой девушки, желания понравиться всем, доверие или идеализацию отношений. Стандарты слишком высокие, но при этом человек совершенно не видит реальности.

 

Деньги

Уместно аддикцию денег выделить в особую, часто встречающуюся зависимость, о которой почему-то скромно молчит психология… Возможно, по той причине, что психологи боятся испортить отношения с теми, у кого есть деньги? Очевидно, что в наше время иметь деньги – крайне почетно и приносит большое удовольствие. Однако, наличие денег и идеализации денег – это не одно и то же, и редко случается в характере одного и того же человека.  Скорее, наоборот, - чем больше желание, тем меньше у человека денег и больше долгов. Конечно, в эту категорию попадают игроманы, мошенники, цыгане, вымогатели, преступники, бизнесмены, чиновники-коррупционеры, олигархи, мировые элиты и так далее, кто угодно… Мы говорим сейчас о самой разрушительной аддикции нашего времени, поразившей общество как организм раковая опухоль, ведущей его к войнам и гибели. И конечно, психологи должны иметь удобный и практичный тест на меркантильность и всех абсолютно тестировать на неуправляемую аддикцию денег. В первую очередь это касается людей, проходящих конкурс на замещение вакантных управляющих должностей везде, где происходит управление людьми или ресурсами общества. Сюда можно добавить тест на психическую адекватность, агрессию на людей, умение обманывать, склонность к манипуляциям и власти, наличие стратегического мышления (не за себя придется думать) и, конечно, профессиональное соответствие. Такие тесты позволяют выявить неуправляемые аддикции на стадии конкурса и спасти общество от депрессии , уныния и бедности, от несправедливого социального неравенства, коррупции, права сильного и блатного, существенно укрепят кадровую политику структур управления и увеличат  ответственность… Совершенно очевидно, что тесты нужны, но почему-то аккредитованные кафедры психологии и психиатрии именно эти тесты создавать не спешат…

 

Агрессия на мужчин-женщин

Агрессия по половому признаку часто появляется у людей после тяжелой психологической травмы развода и, в силу неконтролируемости эмоций начинает проецироваться на всех людей противоположного пола, в том числе на своих близких родственников и друзей, сослуживцев и соседей… Такому клиенту свойственны будут обобщения: “все женщины-… , все мужчины-…” и далее следует оценка, очень часто в крайне агрессивной форме. Эта агрессия также может проецироваться на психолога, если он соответствует по половому признаку. И я советую не принимать такого клиента, учитывая, что его агрессия бессознательна и неконтролируема. Мы понимаем, что сам человек не выберется из замкнутого круга отрицательных эмоций. Он (она) плохо расстался со своим партнером, сразу вступил в новые отношения, на которые сразу же спроецировал предыдущие. Потерял второго, третьего… партнера и находится в ловушке, потому что с каждым отрицательным опытом его негативная проекция только увеличивается… И, если такой человек не пойдет к психологу, у него, практически, нет шансов построить отношения с противоположным полом. И, в данном случае, далеко не всегда, но часто могут произойти отношения гомосексуальные, потому что на эти отношения нет агрессии, и они покажутся отчаявшемуся человеку безопаснее.

 

Духовность-религиозность

Аддикцию духовности-религиозности чаще всего можно наблюдать в сектах и небольших религиозных группах. Именно, в небольших, потому что там есть один лидер, который и находится в состоянии злоупотребления духовными принципами, представляет себя уже святым и далее управляет группой практически как ему хочется или кажется правильным, считая все свои поступки идеальными. Однажды моя клиентка привела меня на медитацию в группу “Магниты”. В большой комнате собралось примерно 20 человек, все взялись за руки, и руководитель провел соединение с Мировым Разумом, объясняя окружающим, что они должны чувствовать, какие идут потоки энергии, очищение и преображение… После ритуала я захотела поговорить с руководителем. В процессе беседы, очень интеллектуальной, я объяснила ему, что имею другое представление о мироздании и начала разговор о том, что все мы имеем ограниченное восприятие реальности и в этой области у нас и случаются ошибки. Он спросил: где я вижу у него ограничения? Я сказала, что слишком сильно развито логическое полушарие и логический интеллект и совершенно срезается чувственная сфера и сердце…Так же присутствует гордыня и контроль других людей. На это он ответил, что сердце у него тут – и показал на лоб…

 - Но, если чувственная сфера подавлена, инфантильна, то ошибки произойдут в сфере отношений…

Он сказал, что у него не может быть ошибок, Господь ведет его идеально правильным путем! На этом мы и расстались. Через полгода та же приятельница рассказала мне, что группа распалась, потому что ее руководитель начал строить отношения сразу с четырьмя женщинами. Одна из них была замужем, другая - забеременела… Женщины начали конфликтовать между собой и руководителю группы пришлось уехать из этого города …

Религиозная зависимость – это нехимическая психологическая зависимость от тоталитарной секты либо подобные характерные психические нарушения у представителя традиционной конфессии. Как и при любой аддикции, религиозная практика становится доминирующей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодвигает личную потребность в Боге. Религия и те, кто ее олицетворяет, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом. Стоит помнить, что большая часть людей попадает в секты в состоянии психологического кризиса, отчаяния, вызванного неудачами, болезнями и др. Религиозную зависимость отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя, старца, который должен установить регламент общения с Богом: что читать, есть, сколько спать, как и о чем думать и т. д. Посредником между Богом и членами общины выступает: учитель, гуру, наделенный неограниченной властью. Симптомы религиозной аддикции:

• неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу религиозной информации;

• черно-белое мышление;

• основанная на стыде вера;

• магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без твоего серьезного участия;

• ригидное навязчивое следование правилам и предписаниям;

• бескомпромиссные суждения: готовность всюду (особенно за пределами данной религиозной формации) находить недостатки и зло;

• компульсивные или навязчивые стремления к религиозным ритуалам;

• нереалистические финансовые пожертвования;

• конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;

• прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция, разрыв прежних отношений;

• манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности, заявления о личных посланиях от Бога;

• ощущение правоты и превосходства над всем остальным человечеством;

 •  активно используется аутосуггестия.

 

В монологическом религиозно-направленном обществе (секте) происходит манипулирование и обезличивание членов данного сообщества, что приводит к религиозной аддикции. Участие в сектантских группах приводит к появлению эмоциональной регрессии, изменяется точка зрения человека на происходящие события, происходит разрыв с реальностью. Бегство в призрачный мир приводит к самоизоляции и отчуждению. Существует угроза расщепления сознания. Соблазнительность сект заключается в обещании немедленного исполнения желаний. Вместо просветления, свободы человек получает контроль над сознанием, отчуждение, деперсонализацию. В. Э. Пашковский описывает следующие психические расстройства, которые могут возникнуть в результате культовой травмы: расстройства поведения, не достигающие уровня психических расстройств; психосоматические расстройства; атипичные диссоциативные расстройства; посттравматические стрессовые расстройства; синдром зависимости; психозы, ассоциированные с культовой травмой. Таким образом, в случае религиозного фанатизма, являющегося формой аддиктивного поведения, происходит бегство от реальности в деятельность, связанную с религиозной сектой, в ущерб другим видам деятельности и в ущерб гармонии личности в целом. Учитывая, что секта бывает основана одним лидером, ее существование полностью зависит от его здоровья, нравственных мотивов, отсутствия зависимого поведения и социальной зрелости.

В больших религиозных системах все же присутствует больше дисциплины, этики и сама система формировалась не сегодняшними лидерами, а она уже выверена временем и отработаны многие ошибки. Они известны и учитываются самой религиозной практикой. Священники относятся к своему культу как к работе, а это означает, что у них нет идеализаций и преувеличения своей миссии… Есть обсуждения и обратная связь. Есть работа над рефлексией, есть взаимозаменяемость. И, самое главное, есть очень хорошее и глубокое образование в своей профессии. Не секрет, что уровень образования в сектах оставляет желать лучшего…Слишком часто туда попадают люди, имеющие маленькое представление о мире и совершенно не способные жить в большом мире, который наполнен злом и противоречиями. Мировоззрение секты - примитивное и понятное, императивы добра и зла, правила нравственного поведения. Поэтому запрещать такие секты означает “маленьких” людей выбросить в “большой” мир, для них сложный и непонятный, и я считаю, что традиционные секты, в которых есть добрый и спокойный культ можно оставить из гуманных соображений к этим людям, если они никому не вредят своей верой и философией. Но на этом данный вопрос не может быть исчерпан, потому что за ним находится более важный вопрос для общества, связанный с его идеологией и философией, с его нравственными принципами. Если общество перестает интересоваться своей нравственностью и в нем неограниченно растет агрессия и насилие, то люди, желающие жить нравственной жизнью, начинают создавать секты, начинают искать таких же, как и они, тяготеющих от извращений и вседозволенности светской жизни, чтобы вырастить в этой чистой среде своих детей.

Кроме нравственных принципов, психоанализ нам подсказывает, что исторически, представление о жизни очень долго было религиозным, и само представление о Боге, о религии и есть основной архетип, картина мира и его законы. И, если в обществе слабеют институты права, Бессознательное гражданина обязательно начнет посылать в его Сознание идеальные представления о Божественных законах и справедливости, образцы и критерии нравственной жизни. Мировоззрение в своей подсознательной основе опирается на миф, религию, архетип региона. Поэтому запретить секту можно, но архетип получится вряд ли и люди все равно будут собираться тайно, в том числе для поиска своего смысла жизни и создания своей справедливой картины мироздания.

И теперь мы понимаем, что человек с религиозным восприятием мира – это обычный человек и психолог должен уважать и считать нормальной его форму религиозной жизни, связанной с регулярным культом. Сама по себе религиозная жизнь, имеющая регулярный культ, является просто образом жизни и личным пространством верующего. Аддикция появляется, если есть слишком большая агрессия верующего на светских людей, представление о идеальной, далекой от реальности, фанатичной картины мира. Какой бы узкой и простой ни была эта модель, она не является аддикцией, если человек со всеми строит нормальные отношения и у него нет агрессии на светских или любых других верующих.

Еще одно явление из жизни верующего человека привлекло мое внимание и хочется осветить его подробнее, видя в этом явлении серьезную и ценную терапию, которую хотелось бы видеть во всем нашем обществе для его нравственного здоровья. Это явление есть практически в любой крупной религии и называется “культы радости” и в каждой культуре существует в своей модификации.    

Это искусство, этнос, фольклор, национальные традиции.  Но, если мы говорим о нравственном здоровье общества, то такие культы, развивающие радость, снимающие культурным способом напряжение, обязательно должны происходить. И чем большее количество людей они будут охватывать, тем радостнее и позитивнее будет становиться общество.

Совсем недавно в центре Симферополя я увидела кришнаитов. Они пели и танцевали на площади. В сари и сандалиях, а некоторые – босиком. А на улице – зима… Я проезжала мимо в маршрутке. На сиденье впереди меня ехал отец с ребенком лет шести. Мальчик увидел в окно танцующих людей, весь осветился улыбкой до ушей и закричал: «Папа, смотри, что это? Праздник?» Отец задумался, не знал, что сказать. Затем ответил грустно: «Да, это клоуны…». Я подумала, что у этого человека давно уже нет возможности просто радоваться жизни, естественно, без суррогатов, просто петь и танцевать. Потом вдруг и мне стало грустно – ведь у меня тоже давно уже нет такой возможности, ведь я серьезный человек. Если я буду босиком танцевать – что обо мне подумают граждане? А как бы хотелось…

Пусть кришнаиты – это не наша традиция, но в нашей хоть что-нибудь осталось, чтобы душа развернулась??? Неужели только выпить и закусить? А если бы была такая традиция, такой праздник, где каждый может играть, дурачиться, становиться смешным – и это – нормально. Вот было бы здорово!!! Ведь многим серьезным людям требуется разрешение на радость, без разрешения они не могут решиться (извините за тавтологию). Из написанного выше можно сделать вывод, что наше общество слишком мало культивирует нравственные и здоровые состояния. И развитие радостных традиций тоже есть прекрасное направление для уменьшения агрессии. При этом у нас появляется возможность ненавязчиво добраться до любого грустного или злого соотечественника, и, играя, снизить градус напряжения. Даже, если он захочет на празднике играть злодея, пусть он талантливо сыграет эту роль только здесь…

Теперь давайте вернемся к религии, и ее роли в создании нравственного общества. Поистине эту роль нельзя переоценить. Любая религиозная доктрина на 60 % состоит из нравственных заповедей, причем здесь между религиями нет никакого противоречия. Если сравнить заповеди разных религий, мы увидим, что различия весьма и весьма невелики. Религия является самым первым институтом общества, занимающимся испокон веков формированием нравственности и «лечением» результатов безнравственности. Если человеку становится плохо на душе (появились отрицательные эмоции), он идет на исповедь и эти отрицательные эмоции говорит батюшке. Давайте и мы их назовем: страх, гнев, уныние, ревность, гордыня, осуждение, обида, недовольство и др.  Священник требует, чтобы человек увидел эти свои отрицательные эмоции и раскаялся в них, т.е. от них отказался. В результате неизвестной нам терапии, в состоянии религиозного транса, в этот момент происходит отделение ума от отрицательной эмоции и человеку сразу становится легче на душе. В таинстве исповеди происходит два важных процесса: умение произвести анализ своих грехов, назвать их и затем отделение от них с помощью энергий Святого духа. И здесь мы видим, что отрицательные эмоции названы «грехом» и верующему предлагается не реже чем раз в месяц чистить душу от негативных переживаний в церкви с помощью исповеди и причастия, но, кроме этого, ежедневной молитвой – каждый день.

И, если эта терапия действительно работает с Бессознательным верующего, то, безусловно, она сильнее, чем психологическая, потому что она регулярна, доступна и обучает верующего быть внимательным к своим эмоциям. И поэтому, религиозная культовая система зрелой религии в состоянии спасти душу человека от безнравственных поступков! Но, только если культ совершается должным образом. Если сам человек, каясь сегодня, не совершит завтра еще больший проступок. Или, если он на исповеди говорит не все свои отрицательные переживания. Какие-то не видит или умалчивает, они остаются и потом обязательно вызовут психосоматику. Поэтому даже религиозный культ не гарантирует полное сохранение здоровья и счастья верующего.  Именно потому, что культ не всегда и не в полной степени дает результат, многие люди отказываются выполнять религиозные заповеди полностью. Они выбирают светскую жизнь и остаются один на один с множеством испытаний и для своей нравственности, и вообще, для жизни и здоровья.

Само же светское общество до сих пор не имеет своего института добра и этим вопросом никак не обеспокоено. Если человеку плохо на душе и нет денег, куда он пойдет? Опять же в церковь и больше некуда… Или, ему придется прибегнуть к суррогатным депрессантам, снимающим плохое настроение – алкоголю и наркотикам. Безусловно, что большой процент употребления этих напитков говорит о низком уровне нравственной жизни общества. Поэтому жизнь любой маленькой секты нужно сохранить, если людям там живется лучше, чем в светском обществе и им удалось создать счастливое личное пространство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, аддиктология – это современная наука, крайне необходимая в связи с увеличением количества зависимых лиц и расширением форм аддиктивного поведения. Практически, у каждого человека есть психологическое неравновесие в сторону более развитой психики, где он предпочитает быть, где он силен и успешен, и дополнение в виде инфантильной психики, которую он воспринимает как слабость, неуверенность, кризис. И, именно в этой части психики можно наблюдать зависимое поведение. Поэтому любое неконтролируемое зависимое поведение нуждается в тщательном анализе общего рисунка личности, типа личности, наличия кризиса, участия семьи, наличия созависимых родственников, посттравматического синдрома, стрессов, полученных в детстве и тому подобной информации о пациенте, чтобы можно было поставить диагноз наличия аддикции, и оказать необходимую  психологическую  помощь. Очень часто человек просто не осознает опасности своей зависимости, нуждается в получении более полной информации, и затем способен своими силами преодолеть зависимое поведение, связанное с нехимической бытовой аддикцией. Дальнейшая профилактика и коррекция существенно снижает риск возникновения зависимости повторно и связана с расширением сознания и получения от психологической практики новых ресурсных и свободных состояний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Кутбитдинова Р.А.,” Психология зависимости“, учебно-методическое пособие, Южно-Сахалинск СахГу, 2017,;

2.     Мехтиханова Н.Н. “Психология зависимого поведения”, учебное пособие, 4 издание, Москва, Издательство “Флинта”, 2019

Другие материалы в этой категории: « Личность и насилие Вирус прошлого века »