Нравственная жизнь

Автор

"Поглядите, вот бессильный

Не сумевший жизнь спасти…"

А. Блок.

И вот, мы жили-жили и представить себе не могли, что снова, как наши деды и прадеды, будем переживать гражданскую войну, мировую, экономический кризис… Почти как они. В мире что творится — все на всех…

Сложно разобраться даже, за что все эти люди воюют? За деньги, за власть? За свободу от тиранов? Почему цивилизация столько веков существует, а никто не может прекратить хотя бы войны? Зачем все достижения, если завтра нас может не быть? Но это ещё не все вопросы, которые современный человек себе задаёт. Вот, небо у нас мирное, а жизнь, бывает такая, что жить не хочется. Успокаиваешь себя только тем, что другим не легче… А что происходит с нами? Почему мы падаем духом и так плохо? Потому что люди злые вокруг, потому и мы в ответ им. Но кому же от этой драки хорошо? Тому и хорошо, кто хорошо устроился… Кто о себе подумал, а ближнего оттолкнул… Так примерно размышляет обыватель, толкаясь в очередях, рассматривая ценники в магазинах и слушая новости. И не последнее место в его тревогах занимает судьба государства и общества в целом. Потому что на его глазах рушилось государство Украина и продолжает разрушаться. А в чём же причина? Кто и когда это остановит? И мы видели и ощущали, как вдруг меняется отношение человека к человеку в гражданской войне идей, принципов, общественных формаций. Не может быть, что все эти агрессоры "куплены" Америкой. Почему они такие злые? Что с ними происходит? Их зомбируют, или новый вирус ненависти изобретён?

От сумасшедшего количества агрессии, которую пережили и переживают люди, в настоящий момент действительно нет спасения. Особенно тяжело тем, у кого остались родные и друзья в Украине. А у кого же из крымчан за 23 года совместного существования таких нет? Очень повезло тем, кто сохранил тепло семьи и домашнего очага, кого хоть кто-нибудь всё же любит… И более всего повезло тому, кто в период ненависти испытывает любовь и хотел бы этим поделиться… О, времена, о, нравы!

Я хотела бы помочь прояснить данный гуманитарный вопрос. Я напишу свои мысли по этому поводу и приглашаю тебя, читатель ТД, написать свои. Есть ли у тебя нравственная жизнь, счастье и радость? Что ты делаешь для того, чтобы всё это иметь? В чём твоё счастье заключается? Не нужно стесняться. Если мы — здоровая нация, и хотим ею остаться, мы должны научиться друг друга любить и уважать, радовать и радоваться…

Наступил момент, когда новое общество смотрит на себя и пытается самое себя понять.

Почему среди нас так много людей, которые холодно смотрят в глаза и говорят тебе "нет", не замечают, не понимают, дают советы вместо реальной помощи. И ты чувствуешь, что они в лучшем случае — равнодушны. А иногда их энергия просто убивает. Это внутренняя агрессия. В эпоху интеллектуальных приоритетов человек, ненавидящий себе подобных, может оказаться на любом социальном месте, и от его решения зависят наши судьбы. Но современное общество оказалось не готово к защите нравственных ценностей, и качество жизни в этой области продолжает падать. И если кто-то думает, что нравственная жизнь не так важна как тёплые батареи, я снова возвращаю его к опыту государства Украина и к тому, что мы там наблюдали 23 года.

Итак, в эпоху падения нравственности начинают рушиться практически все нравственные институты государства. Давайте их перечислим: закон и право, общественная мораль и брак, отношения административные, деловые, партнёрские, бизнес, институт образования и культуры, церковь, медицина и т.д. Назовите мне какую угодно деятельность человека, которая не страдала бы, если за неё берётся человек безнравственный…

Давайте уточним, что нужно понимать под словом ""нравственность"". Это набор правил отношения одного человека к другому, кодекс непричинения вреда, дающий возможность создать общество и безопасно в нём жить. Он также предполагает создание благоприятных условий для жизни и развития каждому члену общества. И, кроме этого, нравственное поведение предполагает обязательно благо общения, а не вред. Последнее психическое качество мы можем называть не нравственностью, а благо-родством, т.е. способностью своими действиями создавать, рождать благо окружающих.

Сейчас я скажу очень важные слова: революции, войны, протесты происходят только по причине падения нравственности. Когда исчезает диалог между властью и согражданами. И людям становится так плохо жить, что они готовы убивать себе подобных. Но, меняя строение общества и способ распределения общественного ресурса, эти люди ничего не добиваются. Рабочие не получают заводы, а крестьяне — землю. Что бы вам ни пообещали, это не есть гарантия. Лишь потому, что обещающие ни себя, ни других людей не делают нравственными. Они и не ставят такой цели…Почему же мы, потомки великих революций и мировых войн, никак не можем придумать общество, в котором наступит мир и согласие?

А можно ли, в принципе, создать такое общество? Давайте мы сейчас поразмышляем на эту тему. Люди всегда поступают просто: меняют царя, правительство, общественный строй. Становится ли им после этого лучше жить? Это закон жизни: жестокость рождает ещё большую жестокость. Это относится и к социуму. За революцией приходит контрреволюция и возврат социальной системы в предшествующее состояние с соответствующими социальными потерями: войнами, голодом и разрухой. К тому же, после радикальной перемены к власти приходят те жестокие люди, которые смогли сломить предыдущую власть. Их сила явно не является способностью управлять государством. Общество бывает отброшено в длительный период репрессий и ещё больших ограничений прав и свобод, чем оно имело. Таким образом, некорректные или ущербные для мира изменения могут привести к отрицательной реакции, — возврату мира в одно из предшествующих положений — с нежелательными или опасными последствиями для вмешавшегося в него. Именно об этом нам говорит китайская философия.

Восточная цивилизация прошла больший путь развития общества и достаточно консервативна по этой же причине. В китайской философии присутствует принцип "у-вей" — "недеяние". Это минимальное действие, согласованное с ритмами мира и направленное на постепенное изменение мира, приспособленное к изменяющимся внешним условиям. Была в Средневековом Китае поговорка: "Самый лучший царь — незаметный царь". Т.е. тот, который трудится скромно и сдержанно. Который управляет нравственно — гуманно — без резких изменений, чреватых страданиями людей.

Современное общество — это невероятно сложный организм. С чего же начать в нём формирование нравственности? Как в сказке про курицу и яйцо, мы будем мучительно решать: начать правильно воспитывать детей, т.е. усилить этическое и гуманитарное образование в школе? Или начать с тех, кто детей будет учить? А что делать с родителями, которые подают детям безнравственный пример? Вопрос опять не решается, если его односторонне "потянуть за хвост".

Или можно пойти в обратную сторону и начать делать добро окружающим. Если мы начнём думать, как им помочь, как друг другу сделать лучшую жизнь, мы весьма продвинемся в этом вопросе, потому что понятно, что быстро создать нравственную жизнь не сможет ни одно общество. И это правильный путь снаружи. Конечно, все мы хотим жить в добром обществе, и нужно, просто необходимо всем начинать делать добрые поступки!

Но и этот путь весьма не простой. Если представить, что кто-то начнёт его и будет оборачиваться на тех, кто продолжает жить только для себя. Он начнёт нервничать и злиться: "Я же всем хочу добра и стараюсь искренне его делать. Но рядом со мной есть люди, которые сами ничего не делают, да ещё и ко мне плохо относятся". Это могут быть соседи или близкие люди, живущие в одной квартире. Человек видит их жизнь, и это мешает делать добро. Это очень сильно мешает быть добрым, в конце концов. Но мы же не можем начать все вместе. Всё равно наши действия в нравственную сторону распределятся по степени возможностей, понимания нравственности внутри — и это тоже придётся принять и проявить терпение. Это хладнокровие или вежливость к невежливым людям нельзя путать с мазохизмом, и поэтому было бы хорошо найти границу своей жизни, за которую мы не пускаем общество и близких. Каждый человек имеет право защищать свою безопасность и достоинство. Для этого в развитом обществе существуют права и свободы. Но в безнравственном обществе они существуют только на бумаге, а в жизни не работают, потому что не могут быть обеспечены безнравственными людьми, понимающими право формально или корыстно. Как же быть? К кому обратиться за помощью?

Самое первое действие, которое будет правильным во всех отношениях и прекратит метания во все стороны данного вопроса — это начать с собственной ответственности. Наша безнравственность начинается с отрицательных эмоций, которые человек не останавливает внутри. Затем это выбрасывается на окружающих в виде злобы, сарказма, критики и др. Обычный человек не успевает увидеть отрицательную эмоцию в тот момент, когда она появляется в нашем уме и превращается затем в бранную речь или в агрессивное поведение. Но только в этот момент появления эмоции в уме человек может её остановить.

Пошагово это выглядит примерно так:

1. Момент осознания агрессии (я сейчас взорвусь, уже кричу, плачу, дерусь) — но я это вижу!

2. Выйти из физического контакта с источником агрессии (найти силы и волю сделать это).

3. Найти место, где можно уединиться и направить внимание на отрицательную эмоцию. Смотрите на неё, наблюдайте своё дыхание. Наберите воздуха и сделайте задержку дыхания до 20 сек. несколько раз.

С точки зрения духовной философии, отвечать на зло злом — это увеличивать зло в мире. Отвечать добром злому человеку тоже не нужно — его зло при этом растёт. Скажем, если это вор или бездельник, а Вы сами даёте ему деньги, то он, конечно, возьмёт. И Вы будете отвечать перед жизнью за большую несправедливость и развращение этого человека. Такая тонкая грань — точка недеяния. Вы, увидев Зло, ничего не делаете внутри!!! Вы не осуждаете этого человека, вы не боретесь с ним. Вам его не жалко. Мудрость заключается в том, чтобы понимать, что его агрессивные поступки — это его процесс развития. Всякая зрелая цивилизация бывает уничтожена варварами. Это несправедливо, но периодически происходит. И это не помешает нам остаться позитивными людьми. Человек и общество изучены недостаточно, и это тоже ответ на вопрос, почему, сталкиваясь со злым человеком, мы не знаем, что делать. Возможно, что мы знаем не все законы мироздания. Чтобы они открылись, нужно довериться Провидению и принять его данность. Увидеть свою ситуацию как бы со стороны. Понять уровень нравственного развития безнравственного человека (извините, за тавтологию) и выстроить безопасную дистанцию.

Внутри — контролирую отрицательные эмоции, снаружи — защищаю свою жизнь и честь законными способами. Эта позиция непобедима. Она была найдена как абсолютно правильная восточными единоборствами. Там говорят: "Уважай своего врага". Зачем его уважать? Всё равно ведь придётся убивать!!! Или убивать уважая? А в боксе до сих пор сохранилась традиция: сначала рукопожатие, затем "морду бить" — в чём логика? В этом случае воин сохраняет свою нравственность. Он непогрешим перед Законом жизни, если имеет к врагу позитивные эмоции. Если он переживает ярость или гнев, то, даже выжив в бою, получит заболевание печени, а если переживёт страх, то потеряет радость и потенцию. Т.е. умение контролировать отрицательные эмоции спасает его здоровье. Воин не должен драться эмоциями, а только техническими навыками.

Вообще любые отрицательные эмоции восточная медицина считает источником болезней и поэтому предлагает испытывать радость. Кто же с этим не согласится? Все болезни от нервов. Но где же взять радость современному человеку, живущему в хронических стрессах??? Уберечься от них, в принципе, невозможно. Но за много веков существования наша цивилизация придумала большое количество методов спасения от уже пережитых стрессов:

Общение с природой, детьми и животными

физическая нагрузка до учащённого дыхания

контрастные обливания

йоговские голодания, медитации и дыхательные упражнения

религия

культы радости

Последнее в каждой культуре существует в своей модификации. Это искусство, этнос, фольклор, национальные традиции. Но, если мы говорим о нравственном здоровье общества, то такие культы, развивающие радость, снимающие культурным способом напряжение, обязательно должны происходить. И чем большее количество людей они будут охватывать, тем радостнее и позитивнее будет становиться общество.

Совсем недавно в центре Симферополя я увидела кришнаитов. Они пели и танцевали на площади. В сари и сандалиях, а некоторые — босиком. А на улице — зима… Я проезжала мимо в маршрутке. На сиденье впереди меня ехал отец с ребёнком лет шести. Мальчик увидел в окно танцующих людей, весь осветился улыбкой до ушей и закричал: "Папа, смотри, что это? Праздник?". Отец задумался, не знал, что сказать. Затем ответил грустно: "Да, это клоуны…". Я подумала, что у этого человека давно уже нет возможности просто радоваться жизни, естественно, без суррогатов, просто петь и танцевать. Потом вдруг и мне стало грустно — ведь у меня тоже давно уже нет такой возможности, ведь я серьёзный человек. Если я буду босиком танцевать — что обо мне подумают граждане? А как бы хотелось…

Пусть кришнаиты — это не наша традиция, но в нашей хоть что-нибудь осталось, чтобы душа развернулась??? Неужели только выпить и закусить? А если бы была такая традиция, такой праздник, где каждый может играть, дурачиться, становиться смешным — и это — нормально. Вот было бы здорово!!! Ведь многим серьёзным людям требуется разрешение на радость, без разрешения они не могут решиться (извините за тавтологию снова). Из написанного выше можно сделать вывод, что наше общество слишком мало культивирует нравственные и здоровые состояния. И развитие радостных традиций тоже есть прекрасное направление для уменьшения агрессии. При этом у нас появляется возможность ненавязчиво добраться до любого грустного или злого соотечественника и, играя, снизить градус напряжения. Даже, если он захочет на празднике играть злодея, пусть он талантливо сыграет эту роль только здесь…

Теперь давайте вернёмся к религии и её роли в создании нравственного общества. Поистине эту роль нельзя переоценить. Любая религиозная доктрина на 60% состоит из нравственных заповедей, причём здесь между религиями нет никакого противоречия. Если сравнить заповеди разных религий, мы увидим, что различия весьма и весьма невелики. Религия является самым первым институтом общества, занимающимся испокон веков формированием нравственности и "лечением" результатов безнравственности. Если человеку становится плохо на душе (появились отрицательные эмоции), он идёт на исповедь и эти отрицательные эмоции говорит батюшке. Давайте и мы их назовём: страх, гнев, уныние, ревность, гордыня, осуждение, обида, недовольство и др. Священник требует, чтобы человек увидел эти свои отрицательные эмоции и раскаялся в них, т.е. от них отказался. В этот момент происходит отделение ума от отрицательной эмоции, и человеку сразу становится легче на душе. В таинстве исповеди происходит два важных процесса: умение произвести анализ своих грехов и назвать их, и затем отделение от них с помощью энергий Святого духа. И здесь мы видим, что отрицательные эмоции названы "грехом", и верующему предлагается не реже чем раз в месяц чистить душу от негативных переживаний в церкви, но, кроме этого, ежедневной молитвой — каждый день. Поистине, религиозная культовая система зрелой религии в состоянии спасти душу человека от безнравственных поступков! Но, только если культ совершается должным образом. Если сам человек, каясь сегодня, не совершит завтра ещё больший проступок. Или, если он на исповеди говорит не все свои отрицательные переживания. Какие-то не видит или умалчивает, они остаются и потом обязательно вызовут психосоматику. Поэтому даже религиозный культ не гарантирует полное сохранение здоровья и счастья верующего. Именно потому, что культ не всегда и не в полной степени даёт результат, многие люди отказываются выполнять религиозные заповеди полностью. Они выбирают светскую жизнь и остаются один на один с множеством испытаний и для своей нравственности, и вообще, для жизни и здоровья.

Само же светское общество до сих пор не имеет своего института добра и этим вопросом никак не обеспокоено. Если человеку плохо на душе, куда он пойдёт? Опять же в церковь и больше некуда… Или ему придётся прибегнуть к суррогатным депрессантам, снимающим плохое настроение — алкоголю и наркотикам. Безусловно, что большой процент употребления этих напитков говорит о низком уровне нравственной жизни общества.

Ещё одна болевая точка в настоящий момент — это очереди. Бывает ли у кого-либо от очередей хорошее настроение? Уже мы пережили пик оформления документов, когда очереди были неизбежны. Но и сейчас есть достаточно организаций и ведомств, которые ничего не предпринимают для искоренения подобного зла. Нужно понимать, что чиновник на своём должностном месте олицетворяет государство. Это не его личные отношения с гражданами. Мы не можем поверить, что человек с высшим образованием не может придумать и организовать процесс приёма граждан так, чтобы не унижать их стоянием по 3–7 часов в очереди, теряя сознание от изнеможения. Или больной в очереди к врачу в поликлинике. Врач мучает его в очереди часами… Он не может или не хочет делать своё дело? Т.е. перед нами абсолютно безнравственный руководитель, откровенно строящий отношения "садо-мазо". Он издевается и получает своё удовольствие от этого процесса!!! А общество и его законы оказались не готовы к произволу и издевательствам. Или чиновник  специально рассылает ошибочные счета за электроэнергию, где угрожает её отключить. Человек приходит разобраться, стоит в очереди целый день. В результате оказывается, что — "это компьютер!!! Выписывает неправильные счета… Не обращайте внимание, Вы всё правильно оплатили". А счета каждый месяц продолжают приходить, ничего не меняется. Руководитель этого ведомства продолжает издеваться над всем городом. Мы дали ему власть, и он упивается своей властью и безнаказанностью. Почему в обществе так высоко поднимается человек, который ненавидит людей? Что нам нужно сделать, чтобы спасти себя от властолюбцев? Да, есть такой способ повысить качество жизни и практически решить эту проблему. Нужно ввести обязательное государственное тестирование на нравственные качества для всех должностей, связанных с решением человеческих вопросов в обществе, во всех специальностях, которые по роду деятельности должны осуществлять наше благо и распределять общественный ресурс. Одновременно такое тестирование решает вопрос с коррупцией и создаёт социальные лифты для представителей общества, способных принести благо, и мы сможем им доверять и на них полагаться. Нам это нужно для того, чтобы мы сами никогда не были злыми, и чтобы злые люди не управляли нашей жизнью…

Данное явление возникло ещё в Советском Союзе, и его архаичные отголоски наблюдаются во многих областях жизни современного общества. Их придётся находить и просто переделывать. Согласование или, как называл его Гегель, "субстанциальность нравственного", которое непосредственно и гарантированно превращает нормы блага в актуальные нормы жизни данного общества, сегодня уже более не может быть принято,  прежде всего потому, что общество приобрело весьма большую власть над отдельным человеком, и что мы вынуждены в бесчисленном количестве ситуаций каждое мгновение приспосабливаться к внешним требованиям в такой степени, что всякое согласование нашей отдельной, индивидуаль¬ной свободы с этим нашим вынужденным примирением с объективностью внешних обстоятельств уже больше вообще не может состояться. И мы примиряемся с процессами в обществе, не приносящими нам благо. Но, как молодое общество, находимся в развитии и не можем допустить, чтобы нравы общества даже в чрезвычайной и радикальной ситуации Крыма утратили себя настолько, что на них стало невозможно полагаться. Поэтому я призываю вас обращать внимание и на узость, и ограниченность существующих взглядов на отношения в обществе, когда это спекулятивно преподносится так, словно по-другому просто невозможно. Именно отсюда и вырастает желание отказаться от понятия морали как слишком моралистического, как вообще невозможного и ненужного состояния и поведения.

Потому что наше общество, проходившее испытания последних 20 лет, многие свои нравственные институты забыло или растеряло за годы выживания. Даже культурные ценности, созданные человечеством в благоприятные времена могут скромно помалкивать во времена войн и падения нравов. Можем ли мы сейчас глубоко пересмотреть моральные или этические проблемы, а именно вопрос о том, предполагает ли культура, или то, ради чего эта так называемая культура сущест¬вует, вообще какую-либо правильную жизнь, или же она является лишь взаимосвязью формальных институтов, в значительной степени препят-ствующих правильной жизни. Это можно всегда понять по реальной жизни носителей культуры. Имеют ли они возможность в настоящий момент подняться на привычную нам классическую русскую высоту и красоту нравственного самовыражения? Ведь все мы ждём от них подобных образцов и критериев, не унылых и упадочнических, а радостных и счастливых переживаний.

Однако, дорогие друзья, наша общественная жизнь лишь тогда (по Канту) станет нравственной, если позволит себя идентифицировать с родовой общностью, с раскрытием собственного достоинства, свободы и индивидуальности. И только тогда мы почувствуем реально, что можем любить и уважать, и нас тоже окружающие любят и уважают.

2016, Симферополь

 

"Поглядите, вот бессильный
Не сумевший жизнь спасти…"

А. Блок.

И вот, мы жили-жили и представить себе не могли, что снова, как наши деды и прадеды, будем переживать гражданскую войну, мировую, экономический кризис… Почти как они. В мире что творится — все на всех… Сложно разобраться даже, за что все эти люди воюют? За деньги, за власть? За свободу от тиранов? Почему цивилизация столько веков существует, а никто не может прекратить хотя бы войны? Зачем все достижения, если завтра нас может не быть? Но это ещё не все вопросы, которые современный человек себе задаёт. Вот, небо у нас мирное, а жизнь, бывает такая, что жить не хочется. Успокаиваешь себя только тем, что другим не легче… А что происходит с нами? Почему мы падаем духом и так плохо? Потому что люди злые вокруг, потому и мы в ответ им. Но кому же от этой драки хорошо? Тому и хорошо, кто хорошо устроился… Кто о себе подумал, а ближнего оттолкнул… Так примерно размышляет обыватель, толкаясь в очередях, рассматривая ценники в магазинах и слушая новости. И не последнее место в его тревогах занимает судьба государства и общества в целом. Потому что на его глазах рушилось государство Украина и продолжает разрушаться. А в чём же причина? Кто и когда это остановит? И мы видели и ощущали, как вдруг меняется отношение человека к человеку в гражданской войне идей, принципов, общественных формаций. Не может быть, что все эти агрессоры "куплены" Америкой. Почему они такие злые? Что с ними происходит? Их зомбируют, или новый вирус ненависти изобретён?

От сумасшедшего количества агрессии, которую пережили и переживают люди, в настоящий момент действительно нет спасения. Особенно тяжело тем, у кого остались родные и друзья в Украине. А у кого же из крымчан за 23 года совместного существования таких нет? Очень повезло тем, кто сохранил тепло семьи и домашнего очага, кого хоть кто-нибудь всё же любит… И более всего повезло тому, кто в период ненависти испытывает любовь и хотел бы этим поделиться… О, времена, о, нравы!

Я хотела бы помочь прояснить данный гуманитарный вопрос. Я напишу свои мысли по этому поводу и приглашаю тебя, читатель ТД, написать свои. Есть ли у тебя нравственная жизнь, счастье и радость? Что ты делаешь для того, чтобы всё это иметь? В чём твоё счастье заключается? Не нужно стесняться. Если мы — здоровая нация, и хотим ею остаться, мы должны научиться друг друга любить и уважать, радовать и радоваться…

Наступил момент, когда новое общество смотрит на себя и пытается самое себя понять.

Почему среди нас так много людей, которые холодно смотрят в глаза и говорят тебе "нет", не замечают, не понимают, дают советы вместо реальной помощи. И ты чувствуешь, что они в лучшем случае — равнодушны. А иногда их энергия просто убивает. Это внутренняя агрессия. В эпоху интеллектуальных приоритетов человек, ненавидящий себе подобных, может оказаться на любом социальном месте, и от его решения зависят наши судьбы. Но современное общество оказалось не готово к защите нравственных ценностей, и качество жизни в этой области продолжает падать. И если кто-то думает, что нравственная жизнь не так важна как тёплые батареи, я снова возвращаю его к опыту государства Украина и к тому, что мы там наблюдали 23 года.

Итак, в эпоху падения нравственности начинают рушиться практически все нравственные институты государства. Давайте их перечислим: закон и право, общественная мораль и брак, отношения административные, деловые, партнёрские, бизнес, институт образования и культуры, церковь, медицина и т.д. Назовите мне какую угодно деятельность человека, которая не страдала бы, если за неё берётся человек безнравственный…

Давайте уточним, что нужно понимать под словом ""нравственность"". Это набор правил отношения одного человека к другому, кодекс непричинения вреда, дающий возможность создать общество и безопасно в нём жить. Он также предполагает создание благоприятных условий для жизни и развития каждому члену общества. И, кроме этого, нравственное поведение предполагает обязательно благо общения, а не вред. Последнее психическое качество мы можем называть не нравственностью, а благо-родством, т.е. способностью своими действиями создавать, рождать благо окружающих.

Сейчас я скажу очень важные слова: революции, войны, протесты происходят только по причине падения нравственности. Когда исчезает диалог между властью и согражданами. И людям становится так плохо жить, что они готовы убивать себе подобных. Но, меняя строение общества и способ распределения общественного ресурса, эти люди ничего не добиваются. Рабочие не получают заводы, а крестьяне — землю. Что бы вам ни пообещали, это не есть гарантия. Лишь потому, что обещающие ни себя, ни других людей не делают нравственными. Они и не ставят такой цели…Почему же мы, потомки великих революций и мировых войн, никак не можем придумать общество, в котором наступит мир и согласие?

А можно ли, в принципе, создать такое общество? Давайте мы сейчас поразмышляем на эту тему. Люди всегда поступают просто: меняют царя, правительство, общественный строй. Становится ли им после этого лучше жить? Это закон жизни: жестокость рождает ещё большую жестокость. Это относится и к социуму. За революцией приходит контрреволюция и возврат социальной системы в предшествующее состояние с соответствующими социальными потерями: войнами, голодом и разрухой. К тому же, после радикальной перемены к власти приходят те жестокие люди, которые смогли сломить предыдущую власть. Их сила явно не является способностью управлять государством. Общество бывает отброшено в длительный период репрессий и ещё больших ограничений прав и свобод, чем оно имело. Таким образом, некорректные или ущербные для мира изменения могут привести к отрицательной реакции, — возврату мира в одно из предшествующих положений — с нежелательными или опасными последствиями для вмешавшегося в него. Именно об этом нам говорит китайская философия.

Восточная цивилизация прошла больший путь развития общества и достаточно консервативна по этой же причине. В китайской философии присутствует принцип "у-вей" — "недеяние". Это минимальное действие, согласованное с ритмами мира и направленное на постепенное изменение мира, приспособленное к изменяющимся внешним условиям. Была в Средневековом Китае поговорка: "Самый лучший царь — незаметный царь". Т.е. тот, который трудится скромно и сдержанно. Который управляет нравственно — гуманно — без резких изменений, чреватых страданиями людей.

Современное общество — это невероятно сложный организм. С чего же начать в нём формирование нравственности? Как в сказке про курицу и яйцо, мы будем мучительно решать: начать правильно воспитывать детей, т.е. усилить этическое и гуманитарное образование в школе? Или начать с тех, кто детей будет учить? А что делать с родителями, которые подают детям безнравственный пример? Вопрос опять не решается, если его односторонне "потянуть за хвост".

Или можно пойти в обратную сторону и начать делать добро окружающим. Если мы начнём думать, как им помочь, как друг другу сделать лучшую жизнь, мы весьма продвинемся в этом вопросе, потому что понятно, что быстро создать нравственную жизнь не сможет ни одно общество. И это правильный путь снаружи. Конечно, все мы хотим жить в добром обществе, и нужно, просто необходимо всем начинать делать добрые поступки!

Но и этот путь весьма не простой. Если представить, что кто-то начнёт его и будет оборачиваться на тех, кто продолжает жить только для себя. Он начнёт нервничать и злиться: "Я же всем хочу добра и стараюсь искренне его делать. Но рядом со мной есть люди, которые сами ничего не делают, да ещё и ко мне плохо относятся". Это могут быть соседи или близкие люди, живущие в одной квартире. Человек видит их жизнь, и это мешает делать добро. Это очень сильно мешает быть добрым, в конце концов. Но мы же не можем начать все вместе. Всё равно наши действия в нравственную сторону распределятся по степени возможностей, понимания нравственности внутри — и это тоже придётся принять и проявить терпение. Это хладнокровие или вежливость к невежливым людям нельзя путать с мазохизмом, и поэтому было бы хорошо найти границу своей жизни, за которую мы не пускаем общество и близких. Каждый человек имеет право защищать свою безопасность и достоинство. Для этого в развитом обществе существуют права и свободы. Но в безнравственном обществе они существуют только на бумаге, а в жизни не работают, потому что не могут быть обеспечены безнравственными людьми, понимающими право формально или корыстно. Как же быть? К кому обратиться за помощью?

Самое первое действие, которое будет правильным во всех отношениях и прекратит метания во все стороны данного вопроса — это начать с собственной ответственности. Наша безнравственность начинается с отрицательных эмоций, которые человек не останавливает внутри. Затем это выбрасывается на окружающих в виде злобы, сарказма, критики и др. Обычный человек не успевает увидеть отрицательную эмоцию в тот момент, когда она появляется в нашем уме и превращается затем в бранную речь или в агрессивное поведение. Но только в этот момент появления эмоции в уме человек может её остановить.

Пошагово это выглядит примерно так:

  1. Момент осознания агрессии (я сейчас взорвусь, уже кричу, плачу, дерусь) — но я это вижу!
  2. Выйти из физического контакта с источником агрессии (найти силы и волю сделать это).
  3. Найти место, где можно уединиться и направить внимание на отрицательную эмоцию. Смотрите на неё, наблюдайте своё дыхание. Наберите воздуха и сделайте задержку дыхания до 20 сек. несколько раз.

С точки зрения духовной философии, отвечать на зло злом — это увеличивать зло в мире. Отвечать добром злому человеку тоже не нужно — его зло при этом растёт. Скажем, если это вор или бездельник, а Вы сами даёте ему деньги, то он, конечно, возьмёт. И Вы будете отвечать перед жизнью за большую несправедливость и развращение этого человека. Такая тонкая грань — точка недеяния. Вы, увидев Зло, ничего не делаете внутри!!! Вы не осуждаете этого человека, вы не боретесь с ним. Вам его не жалко. Мудрость заключается в том, чтобы понимать, что его агрессивные поступки — это его процесс развития. Всякая зрелая цивилизация бывает уничтожена варварами. Это несправедливо, но периодически происходит. И это не помешает нам остаться позитивными людьми. Человек и общество изучены недостаточно, и это тоже ответ на вопрос, почему, сталкиваясь со злым человеком, мы не знаем, что делать. Возможно, что мы знаем не все законы мироздания. Чтобы они открылись, нужно довериться Провидению и принять его данность. Увидеть свою ситуацию как бы со стороны. Понять уровень нравственного развития безнравственного человека (извините, за тавтологию) и выстроить безопасную дистанцию.

Внутри — контролирую отрицательные эмоции, снаружи — защищаю свою жизнь и честь законными способами. Эта позиция непобедима. Она была найдена как абсолютно правильная восточными единоборствами. Там говорят: "Уважай своего врага". Зачем его уважать? Всё равно ведь придётся убивать!!! Или убивать уважая? А в боксе до сих пор сохранилась традиция: сначала рукопожатие, затем "морду бить" — в чём логика? В этом случае воин сохраняет свою нравственность. Он непогрешим перед Законом жизни, если имеет к врагу позитивные эмоции. Если он переживает ярость или гнев, то, даже выжив в бою, получит заболевание печени, а если переживёт страх, то потеряет радость и потенцию. Т.е. умение контролировать отрицательные эмоции спасает его здоровье. Воин не должен драться эмоциями, а только техническими навыками.

Вообще любые отрицательные эмоции восточная медицина считает источником болезней и поэтому предлагает испытывать радость. Кто же с этим не согласится? Все болезни от нервов. Но где же взять радость современному человеку, живущему в хронических стрессах??? Уберечься от них, в принципе, невозможно. Но за много веков существования наша цивилизация придумала большое количество методов спасения от уже пережитых стрессов:

  • Общение с природой, детьми и животными
  • физическая нагрузка до учащённого дыхания
  • контрастные обливания
  • йоговские голодания, медитации и дыхательные упражнения
  • религия
  • культы радости

Последнее в каждой культуре существует в своей модификации. Это искусство, этнос, фольклор, национальные традиции. Но, если мы говорим о нравственном здоровье общества, то такие культы, развивающие радость, снимающие культурным способом напряжение, обязательно должны происходить. И чем большее количество людей они будут охватывать, тем радостнее и позитивнее будет становиться общество.

Совсем недавно в центре Симферополя я увидела кришнаитов. Они пели и танцевали на площади. В сари и сандалиях, а некоторые — босиком. А на улице — зима… Я проезжала мимо в маршрутке. На сиденье впереди меня ехал отец с ребёнком лет шести. Мальчик увидел в окно танцующих людей, весь осветился улыбкой до ушей и закричал: "Папа, смотри, что это? Праздник?". Отец задумался, не знал, что сказать. Затем ответил грустно: "Да, это клоуны…". Я подумала, что у этого человека давно уже нет возможности просто радоваться жизни, естественно, без суррогатов, просто петь и танцевать. Потом вдруг и мне стало грустно — ведь у меня тоже давно уже нет такой возможности, ведь я серьёзный человек. Если я буду босиком танцевать — что обо мне подумают граждане? А как бы хотелось…

Пусть кришнаиты — это не наша традиция, но в нашей хоть что-нибудь осталось, чтобы душа развернулась??? Неужели только выпить и закусить? А если бы была такая традиция, такой праздник, где каждый может играть, дурачиться, становиться смешным — и это — нормально. Вот было бы здорово!!! Ведь многим серьёзным людям требуется разрешение на радость, без разрешения они не могут решиться (извините за тавтологию снова). Из написанного выше можно сделать вывод, что наше общество слишком мало культивирует нравственные и здоровые состояния. И развитие радостных традиций тоже есть прекрасное направление для уменьшения агрессии. При этом у нас появляется возможность ненавязчиво добраться до любого грустного или злого соотечественника и, играя, снизить градус напряжения. Даже, если он захочет на празднике играть злодея, пусть он талантливо сыграет эту роль только здесь…

Теперь давайте вернёмся к религии и её роли в создании нравственного общества. Поистине эту роль нельзя переоценить. Любая религиозная доктрина на 60% состоит из нравственных заповедей, причём здесь между религиями нет никакого противоречия. Если сравнить заповеди разных религий, мы увидим, что различия весьма и весьма невелики. Религия является самым первым институтом общества, занимающимся испокон веков формированием нравственности и "лечением" результатов безнравственности. Если человеку становится плохо на душе (появились отрицательные эмоции), он идёт на исповедь и эти отрицательные эмоции говорит батюшке. Давайте и мы их назовём: страх, гнев, уныние, ревность, гордыня, осуждение, обида, недовольство и др. Священник требует, чтобы человек увидел эти свои отрицательные эмоции и раскаялся в них, т.е. от них отказался. В этот момент происходит отделение ума от отрицательной эмоции, и человеку сразу становится легче на душе. В таинстве исповеди происходит два важных процесса: умение произвести анализ своих грехов и назвать их, и затем отделение от них с помощью энергий Святого духа. И здесь мы видим, что отрицательные эмоции названы "грехом", и верующему предлагается не реже чем раз в месяц чистить душу от негативных переживаний в церкви, но, кроме этого, ежедневной молитвой — каждый день. Поистине, религиозная культовая система зрелой религии в состоянии спасти душу человека от безнравственных поступков! Но, только если культ совершается должным образом. Если сам человек, каясь сегодня, не совершит завтра ещё больший проступок. Или, если он на исповеди говорит не все свои отрицательные переживания. Какие-то не видит или умалчивает, они остаются и потом обязательно вызовут психосоматику. Поэтому даже религиозный культ не гарантирует полное сохранение здоровья и счастья верующего. Именно потому, что культ не всегда и не в полной степени даёт результат, многие люди отказываются выполнять религиозные заповеди полностью. Они выбирают светскую жизнь и остаются один на один с множеством испытаний и для своей нравственности, и вообще, для жизни и здоровья.

Само же светское общество до сих пор не имеет своего института добра и этим вопросом никак не обеспокоено. Если человеку плохо на душе, куда он пойдёт? Опять же в церковь и больше некуда… Или ему придётся прибегнуть к суррогатным депрессантам, снимающим плохое настроение — алкоголю и наркотикам. Безусловно, что большой процент употребления этих напитков говорит о низком уровне нравственной жизни общества.

Ещё одна болевая точка в настоящий момент — это очереди. Бывает ли у кого-либо от очередей хорошее настроение? Уже мы пережили пик оформления документов, когда очереди были неизбежны. Но и сейчас есть достаточно организаций и ведомств, которые ничего не предпринимают для искоренения подобного зла. Нужно понимать, что чиновник на своём должностном месте олицетворяет государство. Это не его личные отношения с гражданами. Мы не можем поверить, что человек с высшим образованием не может придумать и организовать процесс приёма граждан так, чтобы не унижать их стоянием по 3–7 часов в очереди, теряя сознание от изнеможения. Или больной в очереди к врачу в поликлинике. Врач мучает его в очереди часами… Он не может или не хочет делать своё дело? Т.е. перед нами абсолютно безнравственный руководитель, откровенно строящий отношения "садо-мазо". Он издевается и получает своё удовольствие от этого процесса!!! А общество и его законы оказались не готовы к произволу и издевательствам. Или чиновник  специально рассылает ошибочные счета за электроэнергию, где угрожает её отключить. Человек приходит разобраться, стоит в очереди целый день. В результате оказывается, что — "это компьютер!!! Выписывает неправильные счета… Не обращайте внимание, Вы всё правильно оплатили". А счета каждый месяц продолжают приходить, ничего не меняется. Руководитель этого ведомства продолжает издеваться над всем городом. Мы дали ему власть, и он упивается своей властью и безнаказанностью. Почему в обществе так высоко поднимается человек, который ненавидит людей? Что нам нужно сделать, чтобы спасти себя от властолюбцев? Да, есть такой способ повысить качество жизни и практически решить эту проблему. Нужно ввести обязательное государственное тестирование на нравственные качества для всех должностей, связанных с решением человеческих вопросов в обществе, во всех специальностях, которые по роду деятельности должны осуществлять наше благо и распределять общественный ресурс. Одновременно такое тестирование решает вопрос с коррупцией и создаёт социальные лифты для представителей общества, способных принести благо, и мы сможем им доверять и на них полагаться. Нам это нужно для того, чтобы мы сами никогда не были злыми, и чтобы злые люди не управляли нашей жизнью…

Данное явление возникло ещё в Советском Союзе, и его архаичные отголоски наблюдаются во многих областях жизни современного общества. Их придётся находить и просто переделывать. Согласование или, как называл его Гегель, "субстанциальность нравственного", которое непосредственно и гарантированно превращает нормы блага в актуальные нормы жизни данного общества, сегодня уже более не может быть принято,  прежде всего потому, что общество приобрело весьма большую власть над отдельным человеком, и что мы вынуждены в бесчисленном количестве ситуаций каждое мгновение приспосабливаться к внешним требованиям в такой степени, что всякое согласование нашей отдельной, индивидуаль­ной свободы с этим нашим вынужденным примирением с объективностью внешних обстоятельств уже больше вообще не может состояться. И мы примиряемся с процессами в обществе, не приносящими нам благо. Но, как молодое общество, находимся в развитии и не можем допустить, чтобы нравы общества даже в чрезвычайной и радикальной ситуации Крыма утратили себя настолько, что на них стало невозможно полагаться. Поэтому я призываю вас обращать внимание и на узость, и ограниченность существующих взглядов на отношения в обществе, когда это спекулятивно преподносится так, словно по-другому просто невозможно. Именно отсюда и вырастает желание отказаться от понятия морали как слишком моралистического, как вообще невозможного и ненужного состояния и поведения.

Потому что наше общество, проходившее испытания последних 20 лет, многие свои нравственные институты забыло или растеряло за годы выживания. Даже культурные ценности, созданные человечеством в благоприятные времена могут скромно помалкивать во времена войн и падения нравов. Можем ли мы сейчас глубоко пересмотреть моральные или этические проблемы, а именно вопрос о том, предполагает ли культура, или то, ради чего эта так называемая культура сущест­вует, вообще какую-либо правильную жизнь, или же она является лишь взаимосвязью формальных институтов, в значительной степени препят­ствующих правильной жизни. Это можно всегда понять по реальной жизни носителей культуры. Имеют ли они возможность в настоящий момент подняться на привычную нам классическую русскую высоту и красоту нравственного самовыражения? Ведь все мы ждём от них подобных образцов и критериев, не унылых и упадочнических, а радостных и счастливых переживаний.

Однако, дорогие друзья, наша общественная жизнь лишь тогда (по Канту) станет нравственной, если позволит себя идентифицировать с родовой общностью, с раскрытием собственного достоинства, свободы и индивидуальности. И только тогда мы почувствуем реально, что можем любить и уважать, и нас тоже окружающие любят и уважают.

2016, Симферополь