Кризис середины жизни

Автор

Возможно только собственные переживания, совершенно необъяснимые, заставили меня несколько лет изучать кризис середины. Кроме психологического образования, я имею специальность режиссера, много лет работала на сцене как чтец. Когда начала заниматься психологией серьёзно, то проходила в Москве различные транскурсы, где выяснилось, что я склонна по типу психики к трансу и мистериям. Все эти пережитые состояния были очень глубоки, но светлы и радостны. Другие люди плакали, дрались, у них были боли и судороги. Я танцевала индийские танцы, показывала йогу, путешествовала, играла на фортепиано. Мне казалось, что я знаю своё подсознание, что я внимательна к нему. И вдруг что-то случилось совершенно непонятное. Жизнь перевернулась как песочные часы. Всё белое стало чёрным, мир превратился в войну. Два года я выживала, неприятности сыпались одна за другой. Не только вернуться своё прошлое состояние, но просто выжить, просто жить стоило огромных психических усилий. Рухнула вся старая система морально- этических ценностей, подсознание требовало того, что нельзя было ему дать. Сила подсознательных желаний была такой, что я боялась выходить из дома, я не могла справиться сама с собой. При этом я успевала осознавать инфантильность, детскость и совершенную невозможность выполнить это в моих условиях жизни. Постепенно, сознательный анализ выбирал из этого клубка то, что возможно или возможно частично. Росла новая личность. Я стала снова работать и уже совершенно по-другому понимать кризис середины жизни приходящих ко мне людей. Эта статья появилась из практики и опыта последних лет. Тип личности – это только определенное состояние психики, модель, сочетание будущих качеств, матрица, по которой произойдет проявление. Поэтому смена типа Личности или формирование нового типа Личности всегда будут связаны с периодом бездействия или перехода, который в психологии уже получил название «Кризис». Кризисы бывают самые разные и сильно отличаются друг от друга. В психологии много внимания уделено возрастным кризисам. За последние десять лет работы эмпирический результат тестирования типа личности (тест Креггера, постюнгианское американское направление), позволил выделить постоянно проявляющуюся закономерность. Тип личности меняется на противоположный каждые 20 лет: в 20, 40, 60 и, наверное, в 80 лет, хотя тестирование последнего кризиса я не могу назвать валидными, т.к. не имею достаточно пациентов этого возраста.

 

Давайте рассмотрим эту тему более подробно. Схема, предложенная ниже, очень общего плана и касается любого кризиса, меняющего весь тип личности (Субличность) на противоположный.

На основании своих личных наблюдений, учитывая опыт изменения типа личности у других людей, я пришла к выводу, что формирование общей функции) происходит всегда через кризис, который продолжается примерно 9 месяцев «эмбрионального созревания». В это время индивид теряет привычные проявления, жизненные ориентиры, болеет или хандрит, ничем не может заниматься, и т.д. В этот момент на трансцендентном плане происходит замена старой субличности (четыре психические функции) на диаметрально ей противоположную. Например, экстраверт-чувствующий-сенсор-воспринимающий будет меняться на интроверта-мыслящего-интуитива-решающего) Процесс протекает через ряд стадий:

Умирание старой субличности. Крайне болезненное состояние: кризис идеалов, системы ценностей и жизненных направлений, который сопровождается аналогичными процессами в реальной жизни. Может быть, сначала индивид переживет потерю близких или любимой работы, или физическую травму, перечеркнувшую его привычный уклад жизни. Что-то произойдет, неумолимо изменив его жизнь. Это может быть приятное событие, например, замужество или принудительное − армия. Направление жизни и ориентиры станут другими. Очень многие люди просто не замечают, что с их психикой что-то произошло. Их сознание, находящееся в отождествлении с телом или социальными проявлениями, не высвечивает никаких перемен до того момента, пока изменение психического состояния не проявится в события реальной жизни, видимые всем. Есть так же категория людей, которые, видя в себе новые состояния, даже наедине с самим собой не позволят себе выйти из привычных ролевых игр. «А что подумают окружающие?» А вот когда событие уже случилось, у такого человека появляются основания к изменению.

Промежуточное состояние. Получив сильную фрустрацию, индивид погружается в некоторую степень транса, и сознание его при этом опускается на более трансцендентный уровень. Это нужно, т.к. каждый следующий уровень отрицает предыдущий. Выпадение из привычных социальных ролей в данном случае просто необходимо и от сознательного и добровольного переключения зависит мягкость прохождения кризиса. Если субличность накопила большую концентрацию сознания, силу воли и сопротивляется переходу, то самость через подсознание будет блокировать сознание индивида. Это может быть алкогольный запой, несчастный случай с потерей сознания, помещение в психиатрическую клинику с принудительным лечением препаратами, блокирующими сознание и т.д. Данная стадия всегда заканчивается ощущением смерти и потерей самого себя, как личности.

Период знакомства новой пары. Пережив разрушение, индивид вынужден опуститься со сложных психических проявлений на уровень примитивно-поведенческих состояний выживания. Старая субличность уже вытеснена в подсознание, а новая только начинает свое формирование на трансцендентном уровне. Сознание и подсознание (уже имеющие задачу и структуру новой субличности) совершают единичные акты соединения. Сначала между ними должно возникнуть взаимодействие и согласованность, т.е. сознание, по сути, должно «полюбить» новую женщину − подсознание, согласиться посещать ее и наполнять своим потенциалом новое содержание. Процесс знакомства зависит от глубины противоречия или степени отождествления с прошлой индивидуальностью, по времени он происходит, пока сознание не примет новый «брак». В данном случае в подсознании открывается как бы новый отдел, совершенно бессознательный, т.е. девственный.

Формирование новой субличности. Как только отношения сложились, случается оплодотворение новой субличности, и каждый трансцендентный акт соединения добавляет одну «клетку» в тело нового психического типа. Оно растет примерно девять месяцев. Этот период мы условно назовем эмбриональным или непроявленным ростом субличности. В это время индивид на социальном и физическом плане остается беспомощным, т.к. психические функции еще не способны к проявлению.

     При тестировании и консультировании выяснилось, что основной тип личности в процессе кризиса меняется на противоположный. Старая субличность очень сильна и развита, новая еще предельно бессознательна и поэтому возникает глубокая внутренняя борьба в интровертном случае и бессознательные проекции, и поиск врага в экстравертном Сознание начинает периодически «заходить» в новое, совершенно странное для него пространство, наполненное «сырым» несублимированным либидо в его, можно сказать, первозданной форме. Это ощущается индивидом как страх, безотчетная тревога, сильная страсть. Если в этот момент появляется объект, то проецируется гнев, ненависть как на врага либо эрос вспыхивает как спичка. Индивид барахтается какое-то время в этих состояниях, затем выныривает в старую субличность, видит свою глупость и слепоту очень ясно, осознает ошибки, но через некоторое время опять «проваливается» и безумие повторяется. Так происходит до тех пор, пока не будут сформированы новые сознательные ограничители, произойдет дифференцирование и анализ новых энергий. В процессе формирования «молодой» субличности также должны родиться воля, терпение, восприятие, мышление и т.д., все, что принято понимать под словом «личность». Именно в кризисе середины индивид переживает противоречивость и относительность всех ценностей. Проблема заключается в том, что в сознание выходит то одна истина, то другая, ей противоположная. И если это внутренне глубоко пережито, то выбрать невозможно: и то, и то правда. Противоречие нельзя разрешить выбором, оно должно в конечном счете стать дополнительной возможностью, богатством проявления в арсенале личности. Однако в конкретном случае всегда потребуется какое-то конкретное проявление. Никогда «+» и «-«не встретятся. Человек сразу успокаивается, если ему объяснить, что противоположные проявления всегда будут разделены во времени и в пространстве. Но это случится, когда другое проявление будет им наработано так же хорошо, как предыдущее качество. Сейчас, чтобы они не мешали друг другу, от взглядов своей основной субличности нужно сознательно отказаться, т.к. сознание все же одно и энергия его не бесконечна, в отличии от подсознания. Итак, встречаясь с противоречием, личность «застревает» и возникает потеря смысла жизни. Очевидно, что обесценивание старого смысла необходимо для прихода нового, и, даже, если нового еще нет, то отсутствие старого нужно принять.

       Выбор в середине жизни происходит всегда не такой, как был прежде. Предположим, что испытываемое переживание - это любовь и ненависть к близкому человеку. Если раньше индивид после разногласия приходил снова к любви и прощению, то теперь накопленная агрессия (она тоже не случайна) приведет его в конфликт и разрыв. Это нужно принять сначала внутри и осознать, почему. Или противоречие может быть связано с реализацией и карьерой в социуме, когда сильный практик, переполнившись опытом и эмпирическими знаниями, не может это вывести в теорию и принцип, не может учить и передавать. Нужно отказаться делать это самому, учиться недеянию и абстрактному мышлению.

           Существует разное переживание кризиса. В зависимости от глубины и особенностей индивидуальности рождается и глубина разрешаемого противоречия. Одно и то же противоречие может с разной степенью интенсивности переживаться индивидуально. Эти закономерности специально мною не исследовались, но выяснилось, что есть люди, которые быстро забывают, каковы они были до кризиса, или в данном случае, перехода. Если они просто изменили мнение на противоположное, и в сознании только одно мнение, то никакой проблемы нет. Однако, есть немало людей, которые помнят себя в прошлом в виде эмоционально-чувственных состояний. Если сознание легко возвращается в себя прошлого, и не может вытеснить этих воспоминаний, кризис может протекать долго и болезненно. В таких случаях я стараюсь переключить внимание пациента на то, что возможно сейчас. Процесс анализа нового либидо и развития новой субличности должен продолжаться, и для этого психолог может сориентировать пациента искать формы и способы выразить свое состояние в работе, творчестве, общении. Важно начать процесс сублимации либидо из его сексуальной формы – во все остальные психические самовыражения. Поиск этих форм все же должен быть ориентирован на индивидуальность, нежели на социальный стандарт. Но если мы имеем дело с сильным отклонением от общественных норм или с низким уровнем развития психики, то двигаться нужно еще медленнее, отыскивая индивидуальные содержания только в рамках общепринятого поведения. И после образования суперэго можно говорить о развитии индивидуальности.

Самое распространенное желание на этом этапе – жениться или выйти замуж и снова иметь детей. Именно так проявляется либидо в своем естественном социальном самовыражении. Однако психолог не должен обольщаться, что подсознательное желание такое простое и однозначное. В начальном этапе кризиса середины это состояние ощущается как сексуальное. Но как только удается собрать внимание индивида на своих ожиданиях от нового эроса, как из рога изобилия начинают сыпаться фантазии и желания, совершенно с сексом не связанные и, намного более развитые. Если удалось разбудить сознание новой субличности, то начинается интровертный процесс «отделения зерен от плевел”. Постепенно «страсть» начинает дифференцировать на индивидуализированные предпочтения. Сознание отделяет то, что недопустимо и осуждаемо обществом и поощряет, развивает, находит новые формы тем направлениям жизни человека, которые приемлемы обществом и подходят для него конкретно. Здесь психолог должен обращать внимание на свою субъективность развития и обусловленность. Многие общественно значимые ценности оказываются противоречивы с точки зрения морали, т.к. взгляды на нее на Востоке и Западе различны.

           Существование татарской субкультуры в Крыму привносит в работу с любовным треугольником свои новшества. Мужчина 45 лет, разведенный, имеющий двое детей в Средней Азии, переехал в Крым, женился на женщине славянского происхождения, имеет ребенка от второго брака, социально вполне устроен. Обратился за помощью уладить семейный конфликт. Он захотел перевести в Крым свою первую семью, т.к. все равно ее содержит, но вторая жена наотрез отказалась и ушла жить к маме. Ситуация, которая вполне нормальна для восточного менталитета, неприемлема для западного.        

В советское время национальные и религиозные особенности подавлялись. И, благодаря тому, что существовала единая общность – советский народ, межнациональные браки имели более спокойную и вполне гармоничную основу. Существовала тенденция к поиску общих, интернациональных свойств психики. Т.к. взаимодействие происходило на русском языке, то за советское время постепенно происходило нивелирование, растворение национальных культур. В настоящий момент работает противоположная тенденция: культуры желают своего возрождения, они становятся агрессивны и нетерпимы друг к другу. Таким образом, общая тенденция существенно влияет на состояние межнациональных и межрелигиозных браков. Психологу приходится учитывать многие реальные аспекты: образование и культура партнеров, отдельное или общее жилье, отношение к браку ближайших родственников и друзей, насколько велика сфера взаимных интересов и т.д. В моей практике была клиентка – мусульманка, которая хотела сохранить брак, но ее мужу- христианину священник рекомендовал разойтись, т.к. не получится выдерживать посты. С сожалением отмечаю, что тестов, выявляющих значительность для индивида его национально-культового пространства, дающих возможность сделать прогноз на будущее, пока не существует. Практический опыт в настоящий момент однозначно определяет различную национальность в браке как фактор нестойкости и нестабильности, не связанный, впрочем, с общей совместимостью партнеров. В кризисе середины подобные конфликты существенно обостряются.

В это же время индивид, накопивший большой жизненный опыт, более чем ранее нуждается в осмыслении своей жизни. В промежутке от 40 до 50 лет возникает потребность подвести итог и сделать выводы из допущенных ошибок. Хорошее знание себя, своих возможностей и потребностей позволяет именно в данном возрасте, наконец, достаточно реально ощутить свою индивидуальность, ее внутренние направления развития или социальные задачи.

Может быть именно в этом, в возможности индивидуального проявления скрывается смысл жизни, смысл существования ЭГО. Однако просто позитивное проявление не позволяет его понять полностью. Дуальность нашего мира предполагает чередование жизни и смерти, обретение смысла и его потерю. Такие периоды нуждаются в психологической поддержке, но однозначная трактовка депрессии, суицида, уныния как заболевания не дает возможности индивиду тотально разрушить старые смыслы и совершить трансформацию личности (т.е. стать полностью другой личностью). Это можно сравнить с ситуацией, когда змея меняет кожу, и она очень беспомощна и ранима. А ей пытаются сделать пересадку старой кожи, дают лекарства, лечат в психбольнице. Новый смысл не придет, пока не умрет старый. Вытеснение может происходить годами, и глубина кризиса чаще всего говорит о глубине индивидуальности и сложности ее образа. Смысл всегда связан с самостью и ею определяем. И он также принадлежит жизни, проявлению Эго. Когда нужного индивидуального проявления нет, возникает состояние отсутствия жизни или нежелания ее. В подобной ситуации тестирование нового типа личности является достаточным путеводителем для определения направлений и смыслов. Но, естественное созревание новой психики ускорить невозможно. Поэтому желательно вытеснять стремление к быстрому результату и настраиваться на реально выверенные наукой 20 лет развития новых психических функций и учитывать инфантильность субличности, приходящей в этот период жизни.