Почему? Там, где личность может рассчитывать на легкий успех и малый труд, там, где ей известно, что и как будет происходить и нет опасений; там, где есть удовольствие – она стандартно радуется.
Там, где качество, проявление наработано слабо – идет сопротивление, отрицание, агрессия. личность стандартно страдает.
Но для жизни все проявления ценны одинаково. Нельзя сказать, что весну она любит более, чем зиму, хризантему более, чем полевую ромашку; льва уважает больше, чем муравья, а зарабатывание денег предпочитает уборке дома.
Любое проявление есть просто возможность в арсенале жизни. Оно нейтрально.
Оценку дает личность, которая имеет предпочтения и, значит всю гамму субъективных отражений данного явления. Оценки и переживания личности есть набор ее иллюзий. В реальности существует только явление жизни.
Чтобы увидеть само явление, сознание должно научиться выходить из личности. При этом происходит, отдельно и одновременно, видение самого явления жизни и видение оценок его личностью. Наблюдение своей личности позволяет начать работу по выравниванию предпочтений.
Жизнь изменить нельзя, она есть реальность. Можно изменить лишь отношение к этой реальности. Для этого свое отношение достаточно увидеть, как бы со стороны.
Через некоторое время такой практики адепт начинает отслеживать повторяющиеся индивидуальные оценки. Сначала самые контрастные: бурную радость (негодование), любовь к чему-то и полное отрицание чего-то, желание одних переживаний снова и снова и избегание других.
Зависит ли «+» от «–»? Индивидуальность может быть развита в любом диапазоне. Она может иметь своей серединой позитивные оценки, а может почти постоянно депрессировать. Широта и глубина этих отклонений также индивидуальна.
Нулевая точка – это принятие того, что есть. Без оценки.
Постоянно отслеживая стандартные реакции своей личности, адепт через некоторое время изучает их и осознает все быстрее. Осознание – это акт разделения сознания и личности.
Личность через некоторое время может быть им изучена и предсказуема ее реакция на то или это событие. В общем, этим же, то есть изучением и описанием личности, занимается наука психология. Но делает это для общества, делает индивидуума удобным и адекватным, пытаясь сонастроить его личность с нормами и правилами. Это необходимо, когда личность развита менее общепринятой N. Но если она развита более, то психологии уже не интересна. А ведь и такая личность всегда имеет свой внутренний индивидуальный перекос, свои глубинные неординарные переживания и кризисы. Этот сложный и разнообразный внутренний мир может быть понят и осознан только самим индивидуумом, так, как только им он переживаем.
Особую трудность представляет для адепта наблюдение противоположных оценок одного явления в себе самом. Сначала любовь к другому человеку или явлению, затем – ненависть. Или сначала отторжение, затем вдруг желание — это пережить. Сознание, отождествленное с личностью не может это объяснить без оценок.
Только выйдя сознанием из субъективного переживания личности, можно сублимировать противоречия без оценки.
Есть возможность любых противоположных проявлений, но они разнесены во времени и пространстве.
Выходя из дома, мы закрываем дверь, приходя – открываем. Но не одновременно. Сначала мы переживаем любовь и близость с другим человеком, но не все в нем можем принять и стараемся не замечать всего того, что не нравится. Но это есть в нем. Значит неблизость и нелюбовь тоже будет неизбежно. Но это противоположное проявление и поэтому придет в другое время. Сознание, наблюдающее в себе противоречивые проявления и, позволяющее себе быть противоречивым – здорово. Не позволяющее – невротично. Жизнь предельно противоречива. Она проявляется в крайностях, она богата, потому что различна и неоднозначна. Но лед и пламя в своей индивидуальной красоте не проявляются сразу. Нужно лишь осознать, кто я сейчас: любовь или гнев? Где-то глубоко внутри видение своего состояния позволяет не сливаться с ним и оставляет возможность выйти из переживания в любой момент, если эта игра закончилась и поток иссяк. Жизнь играет внутри нас и снаружи. Личность проводит игру, но без бдительности сознания не может выйти из нее. Возможность контролировать себя всегда рождается только из постоянной практики.
Когда адепт утвердился в точке «свидетеля», когда он в любой жизненной ситуации сначала видит свою обиду, а затем «обидчика», сначала удовольствие, а потом удовлетворяющее, то он становится много ближе к реальности и его личность только отсюда может начать развиваться гармонично. Теперь никакие переживания Эго не «волокут» за собой сознание, а только увлекают. При этих переживаниях адепт успевает личностью испытывать разные состояния и одновременно сознанием видеть это, отслеживая разницу между тем, что есть в действительности и тем, что наполняет я и есть ее субъективная иллюзия.
Каждое сознание раскрывается особым образом. Его объем ограничен, и оно не может знать всей своей индивидуальности сразу. Но сам момент бытийствования несет в себе содержание жизни, возможное здесь и сейчас для гармонии души. Это балансирование между реальностью и внутренним потоком своего существа, желающего выразиться в этой реальности.
Восприятие и проявление в неосознанности неадекватны друг другу. Восприятие – это интенсивность потока жизни, входящего в душу. Проявление – это интенсивность реализации индивидуального, развитие социально-адаптированных качеств личности.
Состояние гармонии возникает всякий раз, когда эти два процесса совпадают. Это совпадение координируется осознанием внешней и внутренней действительности и приводит рано или поздно к соответствию инструмента восприятия и проявления. Поток входящий становится равен исходящему. Сознание успевает увидеть, что приходит, личность успевает не «тормозя» и не «цепляя» проявить это в материальные формы. Соответствие протекания в человеке всех этих процессов и есть «отсутствие Эго» или нулевая точка.