Общественные предпосылки от птицы Гамаюн

Автор

Данную статью, несмотря на многочисленные попытки не взялась напечатать ни одна «независимая» газета в г. Симферополе в периоды выборов с 2005 по 2007 год на Украине

           Нормальные роды происходят в муках и поэтому потуги власти (слово женского рода) в текущем кризисе оставляют нам надежду на благое разрешение и рождение, наконец, народного героя, образа революционера, который будет способен разрешать проблемы изболевшегося своего государства.

 

                 Память недалекого коммунистического прошлого еще хранит истории о подвигах красной революции и образ ее героя не дает возможности расслабиться и успокоиться на достигнутом. Как смогли они, выходцы из дворян, так сострадать народу, что бросили свои имения и ушли в народничество? А затем долгие годы подполья, тюрем, каторги, эмиграции. Сейчас мы шутим об этом в КВНе. Однако суверенное государство, сильное своей внутренней сплоченностью, они почему – то смогли создать. Жизнь была много суровее, чем сейчас и, переживая ее испытания, люди высоко ценили взаимопомощь, понимание, поддержку и уважение друг к другу. Они тоже все были разными и далеко не идеальными людьми. Но сложилось одно общее качество: все они могли отказаться от личных интересов в угоду общих, все они довольствовались тем же минимумом, что и народ, а иногда и меньшим. Когда человеку самому так мало нужно, он собирает, аккумулирует огромный потенциал, которого может хватить на реализацию идеи. Сказки о счастливом обществе существовали всегда, вопрос лишь в том, верит ли общество в сказку? Безусловно, да! Как бы оно ни было развращено, оно не импотентно. Но сказка не та, она не станет былью, пока между властью и народом нет взаимности.

                 На майдане Незалежности прозвучали правильные лозунги и идеалы, но нужен поступок, который бы вдохновил своей духовностью и нравственностью славянскую душу. Когда настоящие советские революционеры умерли, их внуки, выросшие в счастливой мирной жизни, уже не знали, за что бороться, кроме всеобщего благосостояния. Партия начала кормить народ, и сама собрал при этом не забывала «кушать». При этом неизбежно создавались предпосылки и условия деградации власти и закона. Инерцию доверия идеалам красной революции можно понять - Владимир Ильич в не такие емкие, выверенные историей цивилизации истины, которые лежат в основе религий и являются фундаментальными   стимулами, бессознательно влияющими на психику. Он не совершал революций без идеологии. Дорогие господа, вы же учились где – то рядом со мной: вас принимали в октябрята? В пионеры? В комсомол? Слава богу, мы были детьми и не понимали двойственности Брежневской морали, мы верили, что кодекс строителя коммунизма вполне реальная вещь. Мы хорошо учились, занимались спортом, легко говорили правду и окружающие верили, что мы сами исправим ошибки. А сейчас мы ходим в церковь и просим тайной исповеди, а может быть и эта скренность не для всех возможна. Что же происходит, почему эта земля не хочет американских богатств?

Народ видит, что правительство состоит из прекрасных экономистов – бизнесменов, народу хотят помочь, его снова кормят подачками, и народ все равно недоволен. Что же ему надо – ть? И почему столь образованная власть не может ничего сделать в стране?

       Предположим, я - владелец большого капитала, мне нужен коммерческий директор, который наберет команду управленцев – организаторов, выгодно поместит и использует средства. Соглашусь ли я, чтобы этот человек имел еще свой бизнес и занимался им параллельно? Очевидно, что нет. Народ – хозяин капитала страны. Пожалуй, он пока еще плохой хозяин, слишком доверчивый к мошенникам, нерадивый в экономике, неумеющий быть требовательным и объективным. Сейчас негодяи, которым доверено огромное состояние, просто расхищают его. Поэтому они не занимаются законом и моралью, это не выгодно. Так как же господа, вы ведете бизнес? Неужели все налоги платите? Или одной рукой неимущим подаете, а другой у них забираете, и правая левую не узнает?

     Очевидно, что причина политического кризиса вовсе не в отсутствии экономистов, а именно в отсутствии у них моральных ориентиров. Давайте пересмотрим требования к политику и определим, что же является главным. Именно отсутствие иерархии ценностей рождает неразбериху и путаницу на выборах и дает возможность проникнуть в государственную власть крохоборам и мздоимцам. Чтобы внести ясность в данную проблему, давайте попробуем сделать некоторый психологический анализ.

Каждое общество переживает в своем развитии ритмы созидательные и разрушительные. Культура и осознание протекающих в нем процессов есть избегание противостояния и конфронтации двух тенденций: стремление к благам и удовольствиям, с одной стороны, и стремление к единому развитию и прогрессу – с другой. Слишком сильная тенденция к достатку и потреблению всегда приводит к войнам, экономическим кризисам или политическим репрессиям. Развивая бессознательное желание к наслаждению, и не имея потенции его осуществить, общество не может достичь желаемого и только депрессирует в бесплодных потугах. При этом оно сваливает нагрузку своего неудовлетворения на церковь. В наше время религия не способна помочь такому количеству людей, желающих иметь все блага и удовольствия современной жизни. Подвижников и святых становится все меньше, возможности их не бесконечны, а потребление и желания обычных членов общества растут с развитием бизнеса и рекламы. Более благополучны в этом плане страны Востока, где традиция и культура регламентируют вместе с религией саму возможность, количество и качество удовольствия. Жесткие ограничения морали, закона, национальной традиции предписывают поведение, регламентируют праздники и интимные отношения. Если традиция вырождается, моральные и культурные запреты ослабевают, а общественные институты воспитания и принуждения не выполняют свои функции сдерживания индивида в эгоистическом желании и формировании чувства меры и уважения к общим интересам, что же тогда произойдет? И что же может произойти, если не ориентировать человека сдерживать собственный эгоизм в общении с любым другим человеком? Тогда желания и потребление индивида, ничем не сдерживаемые, становятся все более индивидуальными, бессознательными и неуправляемыми, а общество перестает существовать как единое целостное формирование. Как только сознательная тенденция к развитию внутреннего контроля и ограничения личности слабеет, начинается ее деградация, вырождение, что неминуемо приводит к гибели. Чтобы остановить подобные процессы, Провидение посылает жесточайшие испытания, которые должны будут сплотить этот народ и выработать сознательные ограничения для всех и каждого.

Очевидно, что рождение молодого самостоятельного государства начинается с ритма разрушения старого и развития способности индивида к внутренней самоорганизации и самодисциплине. Принцип мужественности, охраняющий данную страну, опирается на два равнозначных принципа:

shema 4

Юридический закон регулирует финансовые и имущественные отношения в обществе. Вопросы прав и свобод в отношениях индивида с различными общественными институтами и другими индивидами представлены в моральном законе и то, насколько регулирование моральных аспектов представлено в законодательстве, есть показатель уровня нравственной зрелости данного общества и развития его свободы.

Что же вообще такое мораль? Вечный критерий отношений в обществе, каким образом один индивид относится к другому, независимо от социального положения, национальности, вероисповедания, возраста и т.д. Высшая духовная мораль считает, что все люди равны в каком-то качестве их человеческой сути и в своем самом высоком понимании опускает различия. Не это ли есть выражение любви к ближнему как к самому себе, проявленное на социальном плане?

Сейчас мы слабо себе представляем, что это за качества Сознания. Общество потеряло устои морали и нравственности так глубоко, что гражданин может только возмущаться, требовать и хотеть себе благ, свобод и полномочий. Но при этом он не может сознательно наметить путь, программу как научить себя и другого человека отдавать, делиться, ограничиваться в чем-либо. Желание владеет современным обществом так сильно, что увеличивается многократно, если человек занимает какой-либо пост в социальной структуре и должен регулировать (удовлетворять или подавлять) желания окружающих. Если данный чиновник не имеет своих жестких сознательных ограничений (а где же он мог их выработать?), то, получив власть, будет разрушен самой неограниченной возможностью удовлетворять себя за счет психического и материального ресурса других людей.

Возможно, что социальная формация общества претерпевает в своем развитии те же эволюционные этапы, что и человеческий эмбрион в утробе матери. Как только страна объявила о своей независимости, т.е. происхождении на свет, у нее начинают появляться атавизмы (жаберные щели или хвостик), которые исторически сформировались в процессе развития института государственного управления цивилизации. Сейчас мы говорим только об институте развития власти одного человека над другим. Сначала первобытнообщинный строй: все равны и находятся на уровне выживания. Выделяется тот, у кого выше физические навыки и, соответственно, лучше орудия труда. Мораль данных отношений предполагает культ физической силы: лучший кусок получает самый сильный мужчина, он берет столько, сколько может съесть. Следующую часть «мамонта» забирает молодая сильная женщина, затем она, следуя инстинктам, кормит детей, а кости достаются старикам. В следующей исторической формации – рабовладельческом строе – впервые появляется разделение не по силе мышц, а по общественному закону: либо ты раб, либо господин, работодатель. Только две позиции. Здесь власть и эксплуатация ничем не ограничены. В феодальном строе появляется некоторая иерархия власти, структура соподчинения. Принадлежность к структуре дает защиту и полномочия и определяет ранг психологических и правовых привилегий. Буржуазный строй развивает данную структуру до мелочей и деталей, определяет возможности каждого индивида в обществе, доводит культуру производства, потребления и распределения до немыслимых высот и такая культура позволяет иметь материальное неравенство на уровне естественного распределения по способностям их иметь. Имеются в виду не любые способности, а только психическая способность защищать, контролировать и распределять материальный ресурс. Из силовой, мышечной эта способность трансформируется в психическую и только затем превращается в закон общества, охраняющий частную собственность. Далее наш современник должен добавить к капитализму социализм, т.к. это тоже происходило, и соединить все это в одно понимание о законе.

Молодое государство, очевидно, проходит все вышеперечисленные этапы общественного становления, и каждый индивид параллельно рождает в себе возможности занять место под солнцем в распределении и потреблении. Делает он это таким способом, на какой общественной формации он «застрял» сейчас. Можно назвать это фиксацией на психообщественной стадии развития. Это уровень развития общественного самосознания индивида, его юридическая грамотность.

Моральный аспект − уважение к себе и другим гражданам − индивид обеспечивает не статьей закона. Закон перестает работать, если сам человек слаб, недисциплинирован и безответственен. Если его гражданская позиция превращается в просьбы и требования дать, он ничего не получит, пока не разовьет саму возможность добиться успеха самостоятельно и поделиться достигнутым с обществом. В здоровом организме клетка производит в десятки раз больше продукта, чем потребляет. Например, клетка печени вырабатывает желчь и ей самой такое количество не нужно, она просто отдает все, что производит лишнего. Однако иногда появляются клетки, которые решают, что достойны большего и начинают сами регулировать, что отдать организму, а что на всякий случай оставить себе. Так рождается раковая клетка. Она не подчиняется общему закону, и у организма есть только две возможности: либо убить раковую клетку, либо умереть самому. То же самое начинается с обществом, не имеющем в лице своего гражданина ни малейшего желания служить своему обществу. Оно сначала агонизирует. Но, если граждане не развивают активную гражданскую позицию, не желают исполнять свои обязанности, то личный эгоизм приводит к слабости государства, к власти приходят корыстные люди, они грабят не только общую казну, но и в карман гражданина не забывают заглянуть. Граждане всегда имеют то правительство, которого достойны, относительно своего гражданского самосознания.

В таком обществе не будут работать никакие общественные и юридические институты. Все эти организации создаются для того, чтобы взять из общества его ресурс, ибо те, что организуют, внутри хотят получить, а не отдать. Все контролирующие и фискальные органы столкнутся, прежде всего, со своим внутренним желанием обойти контроль. Поэтому на каждый контролирующий орган нужно будет создавать контролирующий его.

Возможно ли вообще придумать законы, которые человек не обойдет? Ведь его мыслительная система во много раз лабильнее, креативнее, и учитывает множество деталей личной выгоды. Это всегда возможно лишь отчасти. Мы видим, что юридическое право натолкнется здесь на предел своих возможностей, за которым находится область самоорганизации и самоконтроля в отношениях с другими людьми.

И тут психологическое тестирование просто жизненно необходимо в любой социальной сфере.

Если государственный служащий или чиновник не пойман на взятке с поличным, то современная система контроля не может никак предъявить ему претензии. Вроде бы «не пойман – не вор». Тогда хорошее знание закона и его лазеек превращается в возможность личного обогащения. Чиновник просто становится вором в законе. Его практически не в чем упрекнуть. А моральные критерии юридическое законодательство не регулирует. Смешно, но законодательство не изменилось существенно с советских времен. Там не судили, а просто вызывали на партсобрание и «ставили на вид». И профилактика работала. Почему же эта система не работает сейчас? Потому что, люди, исполняющие закон, не ощущают, не придают значения общественной морали. Прочитать об этом или услышать в институте – это не означает понимать и принимать.

Таким образом, внешне осуществить распределение благ по закону не получится, а развитием внутренней честности и собственных ограничителей в виде совести и гражданской доблести экономистам и бизнесменам заниматься некогда.

И в результате слабому гражданину некуда податься, его везде обманывают и обирают. Постепенно он становится сильнее, защищаясь от врагов. Очень хорошо, если это пока еще враги внутренние, все же на родном языке спасаться легче. Но, если государство слабеет, то растет возможность его экономического и физического рабства. Тогда гражданина будут грабить зарубежные хозяева. Лишившись своей национальной свободы, он скорей всего начнет роптать, сам организовывать партии, делать революции и т.д. При этом его сила, его Сознание растет и крепнет. Он перестает ждать помощи от кого-то и начинает надеяться только на себя. И все, что ему требуется для счастья, не просить и не возмущаться, а думать и делать.

Самовыравнивание происходит с помощью любого ритуала, культа, метода, помогающего уменьшить свое потребление и удовольствие и увеличить ответственность за собственную жизнь и ее результаты. Любое общество содержит в себе индивидуально сознательных граждан, способных к саморазвитию и саморегуляции. Но оно содержит также и намного большее количество людей совершенно неорганизованных. Поэтому некоторая жесткость закона и моральных принципов необходима. Если государство разрушает старую идеологию, то немедленно должно предложить новую мораль, новые ориентиры, ибо каждый год рождаются дети и впитывают как данность атмосферу родного климата. Это состояние жизни они будут считать Родиной, и любить бессознательно. И также бессознательно сопротивляться изменению к лучшему. Им потребуется сделать еще больше сознательных усилий и самоограничений, пережить безропотно лишения и испытания, чтобы спасти своих детей от принудительных балансировок в виде войны, голода, экономических кризисов и других бедствий. Мы должны понимать, что культ Сознания не есть отказ от удовольствий, но есть культура сознательно организованных удовольствий, включающих принудительное развитие и прогресс. Материальное богатство дается нам не только для удовольствий. Вселенная посылает его, прежде всего, для развития. Если оно происходит в нужном направлении, человек будет счастлив. Но как только оно становится главной целью для самого человека или для страны, начинают рушиться намного более важные ценности, которые за деньги не купишь. Возможно, что это будет для страны очень больно, но пока большинство граждан еще надеются разбогатеть отдельно от всего общества и таким образом решить свои проблемы, пока внутренние тормоза не сформировались и человек не переориентировал излишек своего богатства на общее развитие, распад и деградация экономики будут продолжаться. До какого предела? Покуда методы контроля и распределения благ из физических и силовых не трансформируются в психическое саморегулирование. В зрелом обществе данную функцию выполняют институты воспитания, традиция и культура.

Сознание общества может быть организовано только с помощью идей, столь общих, чтобы они охватывали интересы большинства и выражали потенцию Сознания граждан к развитию и прогрессу. Современная потенция стран СНГ достаточно высока, народ талантлив, глубок и совершенно разноречив в понимании свободы. Попытки обманывать людей и обогащаться за их счет обречены на провал, люди слишком образованы, а за последние 25 лет обмана достаточно бдительны и научились сами обманывать государство. Однако вызывает удивление, что столь высоко образованное общество не родит из своей среды действительное мужество, которое заключается в обретении чувства меры на материальные блага и удовольствия для того, чтобы появилась возможность культурного развития для большинства. Очевидно, что Сознание общества еще не выбралось из меркантильного плена, интеллект в сочетании с жадностью рождают подобную игру: кто же кого обманет? И это будет происходить до тех пор, пока внутри каждого индивида, независимо от места в обществе, не возникнут чувство меры и внутренние тормоза к обогащению. Давайте вспомним рассказ Толстого «Сколько человеку земли нужно?» Культура славянства накопила огромный опыт подвижничества, аскезы, народничества, преданности интересам отечества за счет умаления собственных нужд. Только такое поведение рождает сильное государство.

Кризис морали современного постсоветского пространства заключается в том, что половина населения в прошлых жизнях жила на Западе, и эти господа много веков развивали в себе способности к эксплуатации и власти над другими людьми. В какой еще стране может переписаться их желание иметь власть и деньги? Их Подсознание не понимает, что рабов и слуг больше нет. Но Коллективное бессознательное советской страны автоматически равномерно распределяет доходы. После 73 лет существования СССР души людей, бывшие когда-то слугами, накопили опыт свободы и самоуважения. Теперь пришла проверка – смогут ли они сохранить свою свободу не при коммунистах. В «бархатных», «оранжевых» и «трояндовых» революциях, в гражданских войнах понятий и идеалов прошлого пройдет жизнь поколения 60-70 годов, еще способных на изменение и трансформацию. Судьба же старших поколений, победителей во Второй мировой войне, просто брошена под танки их нравственных убеждений. Будучи всю жизнь уважаемы, они не примут до самой смерти унизительного неравноправного отношения, опирающегося только на материальное неравенство. И, может быть, пока они живы, наша совесть не превращается в рудиментарную функцию.

Я слышала, что недавно в еще одной из стран Европы закон разрешил своим гражданам носить оружие. В ситуации, когда люди потеряли морально – нравственные принципы, законы не работают, уважение и доверие восстановить или воспитать внутри не удается, это опять происходит снаружи. Мужчины носили оружие много веков, в России дуэли существовали до 19 века как норма морали, как гарантия защиты чести и достоинства. В Америке до сих пор закон разрешает защитить свое достоинство самостоятельно, и мы наблюдаем, что защищенность индивида и общества в целом в Америке самая большая в мире. Сознание, мужской принцип данной страны столь силен, что позволяет ей иметь профессиональную армию, набираемую служить по контракту за высокую оплату. Другие страны вынуждены иметь всеобщую воинскую повинность, т.к. государство не позволяет своим мужчинам иметь честь и культивировать мужество. Но даже существуют страны, где сама традиция уничтожает Сознание в мужчине и развивает Подсознание. Например, еврейская культура, наконец, обретя государственность, вынуждена привлекать в армию всех молодых женщин.

Я вижу, что если сейчас не обратить внимание на обеспечение безопасности личности, на гарантию защищенности прав и свобод индивида, и на его ответственность перед обществом и другим человеком, то никакое образование, знание − экономическое или юридическое, не даст развитие обществу, никакое внешнее богатство и инвестиции не спасают положение, если люди боятся и не доверяют друг другу и своему государству в целом. Гуманные основы отношений, понятия чести, достоинства и уважения всегда должны быть выше материальных благ и личного интереса. Культурные ценности общество культивирует само через общественные институты. И только тогда оно расцветает в науке, искусстве и творчестве. Если законодательно общество не защищает самых развитых и утонченных своих представителей, то быстро деградирует на уровень потребления и примитивных животных инстинктов. Тонкие душевные способности остаются не востребованными, и, даже присутствуя в индивидуальных возможностях, не могут раскрыться. Современному человеку, живущему на европейской территории бывшего СССР, ближе западноевропейская и американская законодательно-этическая база. Именно защитить уже созданные законы и права граждан – есть самая главная задача любого государства и для этого оно и было когда – то создано как форма общественной жизни. Соединяясь со славянским менталитетом, с глубоким и чувствительным сердцем его культуры, сегодняшнее общество может выработать новый образ морали и, именно от этого сейчас зависят его здоровье и возможности.

2007, Украина