Вряд ли читателю сегодня интересны темы углубления счастья и развития, позитивная психология, витамины в капусте, вред наркотиков и т.п., мирное и сладкое, что совсем недавно наполняло газеты и журналы. Теперь доминирует военная тема. Вопросы выживания рождают единение и патриотизм. Весь мир напрягся и сошел с ума. Не только человек «озверел» в желании рабовладеть и убивать себе подобных, но и природа также не уступает ему, постоянно подкидывая в том или ином регионе Земли катаклизмы, наводнения, смерчи, землетрясения…. Даже мода совершенно бессознательно перемещается в камуфляж, салюты, дырки на одежде, грязные джинсы, рваные лохматые прически, ассиметрию и черепа. Я внимательно наблюдаю за последними. Сначала были просто черепа, затем я увидела на футболке в магазине розовые черепа, но совсем недавно в городе я встретила девушку в платье из улыбающихся черепов!!!... Понимают ли люди, что одев такое уже живут не в обществе, а где-то… на кладбище?... Еще живые – живы ли они? Всему есть назначение, у всякой вещи есть смысл. Я призываю вас понимать и видеть самих себя. Да, мы живем в нелегкое время, но все же выбор есть. И мы способны духом менять реальность в той степени, в которой находимся в духе, т.е. в человеческой своей природе. Ситуация выживания, в которой сейчас находится общество, обнажает в первую очередь наши нравственные качества. А что же это такое? Реально мы видим, что достаточно много людей, образованных и талантливых абсолютно не понимают, что такое нравственность. Поэтому я предлагаю читателю случайно найденные в дневнике старые выписки из книги Владимира Соловьева «Оправдание добра». Эта книга в свое время помогла многим людям, в частности, формировала и вдохновляла в большой степени творчество Александра Блока и Андрея Белого.
Биографическая справка: Владимир Сергеевич Соловьев, русский религиозный философ, публицист,поэт, критик, переводчик, родился в Москве в семье известного русскогоисторика С. М. Соловьева, автора многотомного труда "История России сдревнейших времен". Окончив гимназию, В. Соловьев занимается наисторико-филологическом, затем физико-математическом факультетахМосковского университета. Вскоре, оставив естественные науки, сдает экзаменэкстерном за историко-филологический факультет. После получения дипломапрослушал курс в Московской духовной академии. В 1874 г., защитивмагистерскую диссертацию на тему "Кризис западной философии (Противпозитивистов)", стал доцентом Московского университета. В 1875 г. онсовершает первую поездку за границу, сначала в Лондон, затем в Египет. Повозвращении на родину продолжает заниматься философией. Результатом еготруда явилась докторская диссертация "Критика отвлеченных начал" (1880).Высочайшая историко-филологическая культура позволила ему уже в 1878 г.начать чтение курса лекций по философии религии (вышли в свет под названием"Чтения о богочеловечестве"). В. С. Соловьев резко отзывался о ряде акцийправительства, в частности о смертном приговоре народовольцам (в связи субийством царя Александра II). После речи, произнесенной в их защиту 28марта 1881 г., был вынужден оставить университет. В 80-х годах выступалпреимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада"через воссоединение церквей, борясь за свободу совести, противнационально-религиозной дискриминации. Поэтическое творчество занимает у В. Соловьева сравнительно небольшоеместо. Значительна его философская лирика, продолжающая традиции, с однойстороны, Жуковского, с другой - Тютчева и Фета. 1890-е годы - период особенно плодотворный в жизни В. Соловьева. Онпишет великолепные статьи о поэзии Пушкина и Тютчева, создает оригинальные"Три разговора" и наконец свой основной труд - "Оправдание добра". Крометого, В. Соловьев известен как переводчик Петрарки, Данте, Шиллера, Гофманаи других крупнейших поэтов западной литературы. Умер в подмосковном имениикнязей Трубецких Узкое.
«…Стыд, жалость, благоговение (благодарность) – вот три кита, на которых стоит нравственность.
Стыд удерживает от неумеренных чувственных переживаний. Стыд делает человека аскетом, но аскетизм в основе своей ложен. Бывали и бывают успешными аскетами не только люди, преданные духовной гордости, лицемерию и тщеславию, но и прямо злобные, коварные и жестокие эгоисты. Поэтому жалость и милосердие – обязательное дополнение к стыдливости, ограничивающее животные порывы нашей души. Только альтруизмом нравственность не наполнить. Сострадание – не единственная опора нравственности. Развратник, обжора и пьяница может быть добрым и сострадательным, но моральной личность такого человека не назовешь. Стыд выступает как обязательный регулятор человеческого поведения.
Третий стимул – уверенность в разумном смысле своего существования. Моральный человек задает вопрос: «Зачем я живу?» и отвечает: «Чтобы творить добро». Это делать может лишь тот, кто верит в разумность и значение добра, в его обязательность и величие, благодарность перед предками, «отцами» за переданную культуру, продолжающуюся в отношении детей, потомков, стремление передать культурную эстафету в сохранности, в обогащенном виде – вот основа нравственного поведения, повеления к добру, которое Кант называл категорическим императивом».
Развитие морали имеет социальную основу. Индивидуальной нравственности не может быть, т.к. человек живет в обществе. На первых этапах развития морального сознания нужны внешние нормы и запреты, которые дает право. Право есть низший предел или определенный минимум нравственности. А максимум её, всеполнота реализации – это любовь.
«Любовь есть самоотрицание существа, утверждение им другого… Отсутствие самоотрицания ( или любви), т.е. эгоизм, это… бесплодное, неудовлетворимое стремление к самоутверждению. Эгоизм и есть источник всех страданий. Действительное же самоутверждение достигается в самоотрицании».
Соловьев определяет любовь как «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений он выводит три вида любви: - любовь, которая больше дает, нежели получает или нисходящая любовь ( родительская). Она включает в себя заботу сильных о слабых, старших о младших. Перерастая родственные отношения, она создает отечество.- Любовь,которая больше получает, нежели отдает или восходящая любовь ( детей к родителям). Покоится на чувстве благодарности и благоговения. За пределами семьи рождает представление о духовных ценностях.- Половая любовь – получение и отдача уравновешены.Существует как полнота жизненной взаимности. Создает расцвет индивидуальной жизни. Как это ни парадоксально, но эгоизм несет гибель личностному началу. Утверждая свою персону, эгоизм на самом деле губит ее, выдвигая на первый план животное или житейское начало в ущерб духовному. Подлинное самоутверждение человека как духовного существа состоит в преодолении эгоизма, в том, чтобы утвердить себя в другом».
Соловьев выступает против любой «робинзонады» любви. Любящая пара живет не на необитаемом острове, а среди людей, таких же любящих пар.«Истинная жизнь индивидуальности в ее полном и безусловном значении осуществляется только в соответствии и развитии всемирной жизни, в которой мы можем и должны деятельно участвовать.
Любовь – не только субъективное переживание, но и активное вторжение в жизнь. Истинное значение любви не в простом испытывании чувств, а в том, что благодаря тому совершается, в деле любви, в преображении социальной и природной среды».
Высшим проявлением любви Соловьев считает божественную любовь, когда проявляется не пол, не половина, а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком», «богочеловеком». Именно здесь он решает главную задачу любви – увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена.
Чувство стыда ( первоначально – половой стыдливости)- есть естественный корень человеческой нравственности ( в сравнении с действительным бесстыдством животных). Глубочайший смысл стыда: то, что стыдится, в самом психическом акте стыда отделяет себя от того, чего стыдится. Человек, стыдящийся животной природы в ее коренном процессе, доказывает, что он не есть явление только животной природы, а имеет самостоятельное сверхживотное значение. Жалость (симпатическое чувство) выражает этическое чувство человека к себе подобным. Не является результатом человеческого прогресса, т.к. есть и у животных. Чувство благодарности ( благоговения)выражает правильное отношение человека к высшему началу и составляет корень религии.
Эти три чувства являются базовыми для развития нормальной нравственности и нормальных отношений. Прочие определения нравственной жизни ( все добродетели) могут быть показаны как видоизменения этих трех основ, как результат взаимодействия между ними и умственною стороною человека. В частности, совесть есть видоизменение стыда в отчетливой и обобщенной форме. А жалость – это не просто сравнение жизни своей и другого, но признания за другим собственного, ему принадлежащего значения – права на существование и наибольшее благополучие.
Из данных нравственных основ разум человека выводит всеобщие и необходимые принципы и правила нравственной жизни”.
Собрала Светлана Левантович
+7 978 838 1518