Психология творчества

Автор

«В век сплошных скоропадских роковых скоростей» мне хотелось бы поразмышлять о творчестве. Да, что-то совсем мало его становится у современного человека, живущего рядом с нами. В трудные времена, в годы перемен, жизнь ориентируется на грубый бытовой уровень выживания, и развитие творческих способностей из сферы изящных искусств перемещается в бытовые и торговые сферы жизни, превращается в бизнес низкопробного отдыха и символический ритуал праздника без внутренней радости. Так было всегда. Не случайно я начала разговор со строки Марины Цветаевой. Искусство и творчество чаще всего расцветают в изобильное и спокойное время. К примеру, такое, каким был конец 19 века и начало 20 века. Можно проследить на примере развития поэзии, на многообразии литературных течений начала 20 столетия, как это происходило.

 

«Серебряный» век сформировал поэтов, но далее последовала эпоха войн и революций, разрухи и народных бедствий. Теперь мы знаем из истории, что многие из талантливейших людей были вынуждены жить в нищете и неизвестности, и при жизни не увидели признания. Зато далее, в стабильное брежневское время, были канонизированы и напечатаны массовыми тиражами. В этот тихий промежуток истории выросло и творчески окрепло поколение 60-десятых- 70-десятых годов. Как же сейчас живется тебе, свободный художник, сформированный классикой, тонкий ценитель искусства, эстет постсоветского часа, любитель картинных галерей, театральных залов и толстых литературных журналов? Ведь никакими трудностями и превратностями судьбы уже не остановить в тебе творчество. Оно будет меняться на злобу дня, обретать сильные и жесткие очертания. Оно будет случаться непонятно, как и зачем, ведь это вроде бы никому сейчас не нужно. Но пройдет лет 40-50, опять придут благополучные времена. Следующее поколение талантов вырастет, впитывая как молоко, сегодняшние творческие искания и озарения. Отзовись, художник! Все вышеописанное – это обращение, это поиск своего читателя-друга, хранителя традиции основ. Не раз изменится цвет знамени, но древко, древо культуры растет век от века, сменяя листья.

         Что же есть творчество и как это происходит? Можно ли его вписать в нашу жизнь и наш духовный поиск? Давайте поговорим о внутренних психологических процессах, при этом происходящих.

         Творческое начало – это что-то созидающее в нас. Создание новой формы через разрушение старой. Не буквально, просто начинается отталкивание от старой формы, уже известной и поиск нового сочетания тонких энергий. Дух приходит в возбуждение от впечатления, переживания, догадки и, чтобы выразить себя в форме, посылает импульс в душу. Душа развивает качество, имеющее природу волны. Оно широкое, богатое спектрами и оттенками. Начинается поиск гармоничного самовыражения, соответствующего данному духовному импульсу. Человек, чутко ждущий музу, переживает состояние вдохновения в момент соединения формы и содержания. Но после этого должен вернуться в мир форм, созданных «без божества, без вдохновенья», не озаренных духом, не совершенных, и испытывает душевную боль и разочарование. Резкие перепады эмоциональных состояний, раскачивание маятника чувств от + к – свойственно волнующейся природе творческого человека. Пережив творческий взлет, он начинает проваливаться в депрессию, кризис, застой. Этот основной внутренний конфликт между вдохновением и обыденностью сложнее всего переживается творческой личностью, требует поддержки и осознания.

               Вселенная заставляет нас отвечать за негативно пережитые эмоциональные состояния не в соответствии с физическим возрастом, а в соответствии с духовной и психической зрелостью индивида. Негативные переживания и оценки никак не помогают разрешить проблему. Умение увидеть и разделить правильное защитное действие и внутреннее переживание − есть начало самой возможности испытывать только позитивные чувства и эмоции.

           Давайте обозначим типы творческих людей, чтобы определиться хотя бы с примерной стратегией терапии.

           Недостаточное развитие качества.

«Богема разлагается» − народное описание жизни творческого человека. Он разрешает себе все, что хочет. Писать стихи до утра, затем спать до вечера, вечером пойти в литературный клуб и там «пить» до утра и т.д. «Гулять − так гулять». Если жизнь в лице супруги ограничивает его в чем-либо, он начинает страдать, возмущаться, плакать как ребенок. Такой человек – само удовольствие и наслаждение жизнью, сама свобода. «Если я сегодня не хочу чистить зубы, то и не буду!» Здесь первично само переживание, «смакование» удовольствия. Через некоторое время жизнь начинает «заваливаться», и происходит такое же «смакование» неудовольствия – ощущение себя жертвой обстоятельств или страдание в неразделенной любви рождает новые острые впечатления и «шедевры» страсти. Такой человек сам редко может выровнять ситуацию и выбраться из чувственных переживаний. Сильная эмоциональная сфера и слабые качества воли и контроля не дают выйти из бесконечного количества желаний, извлечения удовольствий (даже мазохистских) из чего угодно любой ценой. Поэтому жизнь дает ему строгого партнера, от которого он зависим, или армию, или тюрьму. Полезна любая сфера жизни, где изначально присутствует дисциплина, контроль и ответственность.

Среди людей творческих весьма нередки девиантные отклонения, асоциальные проявления, аффективные поступки, совершаемые из тщеславия и честолюбия, из желания выделиться хоть чем-либо, если не получается это сделать в русле прогрессивных современных направлений. Обычно подобные проявления свойственны сильным экстравертам и требуется высокая степень осторожности и лояльности, чтобы отделить творческий процесс индивида от безнравственного и эгоистического отношения к окружающим. Если человек действительно талантлив, то его творческое окружение способно оценить подобное проявление по достоинству и терпимо к нему относиться. В самой творческой среде культивируется и поощряется создание любого нестандартного проявления, как закономерного процесса создания чего-либо нового.

Но, возможна в данном случае и демонстрация посредственности, прикрывающаяся аффектами и амбициями. Активность патологическая проявляется в безудержном самоудовлетворении, неумении позитивно оценивать события, неумении в равной мере находить удовольствие в удовлетворении желания и в отказе от него, т.е. нечувствительность к своей мере удовольствия. Узкая модель потребления («хлеба и зрелищ») или очень широкая и неглубокая модель – (коммунистическая «удовлетворение потребностей трудящихся»), т.е. культивирование примитивных удовольствий и дешевых времяпровождений. Чтобы начать испытывать глубокие состояния и выдавать сложные творческие продукты, индивид сначала учится терпеть и сдерживать желания, которые уже состоялись и не «зацикливаться» на достигнутом. Патологией является слишком неуправляемое желание личного счастья, а также мазохистское удовольствие от отказа от него, ради счастья другого.

            Все же данные проявления не являются типичными. Творчество как качество с уверенностью можно причислить к высшим психическим функциям человека, и открывается такая возможность обычно после того, как простейшие социальные нормы будут достигнуты.

           Нормальное развитие качества.

Индивид социально успешен и самостоятельно решает социальные и интимные проблемы. Такие люди также не любимчики неба. Периоды испытаний даются им , как и всем остальным. Все дети в классе сдают один и тот же экзамен. Разница как раз в том и состоит, что отличник учит и интенсивно готовится встретиться с испытанием, а троечник надеется проскочить как-нибудь. Результат соответствующий. Самое главное достижение такой личности – умение вовремя переключаться с творческих проявлений на бытовые и социальные, и наоборот, когда жизнь это предлагает. Вопрос гармонии заключается в знании самого себя, в чувствовании самого себя, в понимании своих природных особенностей и правильном их изменении под задачу текущего времени. Такой человек решает проблемы собственного избытка: он так богат на таланты и возможности, так ярок и виден, что привлекает внимание ничтожных людей, желающих им воспользоваться эгоистически, т.е. даром. Поэтому основной задачей на этом этапе является развитие качеств защиты собственного подсознательного богатства, умение жить в обществе и быть свободным от его зависимостей и ловушек.

Зрелая индивидуальность всегда обладает прекрасным видением собственной рефлексии, если перед нами – интроверт. Человек «видит» свои мысли, чувства и ощущения и относительно них совершает внешние действия. Относительно общества подобное проявление может показаться крайне эгоистичным. Однако относительно индивидуального развития − это единственная возможность состояться. Экзистенциальное мироощущение тем глубже и полнее, чем ярче индивид высвечивает сознанием глубинную мистическую связь «Я» и «Существование». Интроверсия позволяет развивать внутреннее творческое пространство и опираться на возможности самоорганизации. Природа человека создана «по образу и подобию» самого Творения. Закономерности и взаимосвязи могут раскрыться лишь тому, кто «высветит» их из небытия в бытие своим сознанием. Можно сказать, что интроверсия из внутреннего индивидуального пространства переносит информацию в план общественного сознания. Научные открытия, приход Музы в искусстве, ремесленные озарения и философские откровения не происходят с нами в толпе. От появления идеи до ее оформления в приемлемую для общества упаковку интроверт должен скрывать, «вынашивать» и искать благоприятные условия для рождения наружу внутреннего психического продукта. Чем глубже интроверсия, тем труднее происходит ее внешнее раскрытие. Однако именно она является для общества источником творческого развития и связующим аспектом с источником жизни. Общество не само по себе развивается. Оно прогрессирует только в той степени, в которой способно проявить разумность и состояние любви всего мироздания. Именно поэтому развитие нашей цивилизации началось с интровертных культур. Непроявленное совершенно, но открывается пропорционально развитию интроверсии. Т.е. сначала непроявленное приходит в интровертную психику, затем интроверт создает идеи, организует информацию в некоторой знаковой системе, приемлемой для общества и после этого экстраверты воплощают идеи в предметы быта, социальные блага и экстравертные формы искусства. Однако, учитывая одиночный характер интровертной работы, мы понимаем, как он будет ограничен возможностями самого индивида. Прежде чем создать теорию, ученый практикует и анализирует, художник пишет картину, писатель уединяется где-нибудь на даче на много-много лет − не престижный, социально ущербный и материально неустойчивый образ жизни. Близкие не понимают внутренней глубины переживаний своего «гения» и совершенно не предполагают, насколько его мир там, внутри красочнее, ярче и гармоничнее внешнего. Неизвестно, когда и каким результатом закончится подобный поиск. Все интровертные процессы временеемки. Итог для общества может быть виден в конце жизни индивида и произойдет ценой полной изоляции, потери семьи, невозможности вести достойное социальное существование. Мы наблюдаем такие судьбы у гениев, которые после смерти были оценены по достоинству и оставили свои идеи и открытия в культуре, не воспользовавшись никаким признанием заслуг. Но и обычный интроверт, рисующий портреты на набережной в Ялте, самый обыкновенный преподаватель, в свободное от работы время (ночью) пишущий учебник, или сценарист, решающий, какую тему выбрать для будущего фильма − глубокую или общедоступную, – не гении, а просто талантливые люди. Они питают и наполняют нашу душу ежедневно. Взаимность индивид – общество очевидна: ценой подвига одиночек процесс развития становится предельно медленным и искаженным. Общество заинтересовано обеспечивать и уважать внутренние искания через систему общественных институтов, поддерживающих творческую интеллигенцию и стимулирующих развитие науки, искусства, ремесел через творческие клубы и союзы. Создавать законодательную базу, защищающую авторское право на идею, теорию, интеллектуальный продукт или произведение искусства – это дать возможность прогрессивным и интересным проявлениям уже сегодня войти в нашу жизнь.

Относительно терапевтической работы мне хотелось бы добавить, что индивид не может поменять направление сознания и поэтому недопустимо без учета индивидуальности произвольно это направление ломать. Много раз я наблюдала, как ведущий бизнес-тренингов «делает» группу под себя: вызывает закомплексованного интроверта и требует от него продать группе товар. А группа должна всячески сопротивляться. Глядишь, на следующий день человек не пришел. Его подсознание не родит экстравертные формы, оно сейчас вынашивает интроверсию. Или медитативный йоговский тренинг, где всем хочется уйти в себя, а некоторые любопытные постоянно задают вопросы. Печально, что сам учитель не знает азов психической анатомии и не понимает, кого и чему он учит. В данном случае у него есть система знаний и умений, и она первична. А человек – вторичен, его подгоняют под систему, под метод. Сам адепт тоже еще не знает, кто он и чего хочет от тренинга или семинара. Будем надеяться на постромки и манежи своего подсознания, которое не даст нас в обиду и будет активно посылать сигналы опасности или удовольствия.

Развитие качества выше средней социальной нормы.

Признавая существование Самости, мы приходим к выводу, что конечная реализация души имеет не общественный, а индивидуальный смысл. Жизни, прожитые в различных обществах, формируют индивидуацию. Достигнув общей социальной планки и вобрав в себя множество сознательных и достойных форм проявления, индивид может пойти дальше только один. Теперь стандарту и штампу он должен предпочесть необычную форму, а общему мнению – свой собственный взгляд. Его осознанная информационная база уже не опирается на коллективный слой, потому что содержит достаточно энергии в своих собственных структурах, способных создавать психические проявления выше социального стандарта.

Индивидуальность − это не просто набор качеств и свойств, которые отличают одну душу от других. Такое неповторимое сочетание целостно и несет в себе законченный образ. Как абрикос отличается от яблока, как одна молекула вещества, выделенная из любой среды, обладает постоянными свойствами. Сознание, попадая на этот слой, в подсознании рождает талант и гениальность, неповторимость и самобытность. Рамки происхождения и эволюции правильно пройдены и сублимирована культура и знание на высоком уровне абстракции.

Что это значит?

Жизнь состоит из огромного количества противоречий. Выбор всегда заставляет сознание пережить его. Переживание раскрывает ограниченность выбора и рождает стремление к противоположному. Так происходит соединение противоречивого опыта в одной психической структуре. Накапливаясь, этот опыт начинает разрывать психику индивида на самостоятельные части. Чем больше опыт, тем глубже противоречие. Если происходит отказ от выбора, то противоречие разрешается и рождается соединение. Далее противоречивые части сосуществуют не как противоречие, а как дополнение друг друга. Явление любой природы или жизненный опыт не вызывают внутреннего конфликта.

По мере соединения противоречий, заложенных в индивидуальном пути развития, индивид приближается к тому пределу, когда вся информация будет проявлена и осознанна, а все формы и связанные с ними обстоятельства, пережиты. При этом личность становится столь гибким инструментом сознания, что уже не имеет своей воли, своего выбора и своих удовольствий. Это не мучительный процесс отказа, а высокий технический уровень развития психики, которая легко переключается на новую задачу проявления и одинаково хорошо оценивает любое направление развития, предлагаемое жизнью.

Основное творческое направление развивается только постоянным усилием и навыком. Когда энергия, начинает течь свободно, поток усиливается настолько, что человек начинает попадать самопроизвольно в состояние спонтанного транса. Это также состояние «озарения», «вдохновения», инсайта. Такие возможности увеличиваются и постепенно переходят в постоянный поток. Обратите внимание на то, что подобные состояния всегда происходят с людьми искусства, творческих специальностей и свободного научного поиска. Ни в какой системе социального соподчинения это произойти не может и ни на какую дисциплину, кроме внутренней (она должна быть) это не опирается. Если человек наработал сильные творческие каналы, то сама личностная форма этих, глубоко сознательных каналов, напрямую связанных с Самостью и ею направляемых, есть рамки и чувствительность к искажению. Творческий человек различает поток вдохновения и просто хороший ремесленный навык. Личность с ее рамками (форма всегда ограничивает нас; например, пол или возраст) – это программы, имеющие свой предел. Наступает момент, когда личность начинает тяготить ндивидуальность, не имеющую возможности выразить себя через данный инструмент самовыражения. Это не предел навыка или умения, а предел возможности развить навык. Например, родить ребенка в мужском теле. Раскрыв свою внутреннюю женственность, реализовав полностью свое подсознание, мужчина все равно родить не сможет. Или, более тонкое психическое качество − знание языка, культуры. Чем оно выше, тем более индивид понимает, что выразить полностью, то, что испытываешь, невозможно в рамках словесных понятий. Проявив все творческие формы, индивид находит границы своей природы и осознает их.

Возникает внутренний конфликт конечности изобразительных средств, который разрешается отталкиванием от ставшего узким «своего» пространства. Таким образом, через смерть старых форм творчества, через глубочайший кризис прошлых убеждений, рождается новая индивидуальность.

Невероятно сложное, но самоуправляемое индивидуальное психическое пространство является основой и гарантией сохранения обществом предыдущих накоплений в различных областях жизни, ибо из любого своего психического акта человек производит лишь то, чем он является. Но чем сложнее прибор, тем он неустойчивей в эксплуатации. Особенно это проявляется, если индивид развил узкий талантливый диапазон проявления и социально недоразвит в других жизненно важных областях. Однако на начальных этапах углубления индивидуальности такое неизбежно. Мы наблюдаем трагические судьбы у неординарных людей чаще, чем у обычных. Это связано с тем, что именно индивидуальность способна выйти за социальный стандарт, в коллективное бессознательное, «куда еще не ступала нога» общества. Пробивая сознанием новый канал в коллективном пространстве, индивид сталкивается с жуткими и непреодолимыми препятствиями внешними (в экстраверсии) и внутренними (в интроверсии) и при этом имеет самый высокий внутренний стандарт, как должно быть. Поглощаемое зрелой индивидуальностью противоречие начинает расти, и намного чаще приводит к психическим срывам и заболеваниям.

Невозможно себе представить, что богатство психического может быть конечно, если видеть его проявление. Однако имеются в виду не количественные достижения, а развитие основных психических функций, описанных К. Юнгом: мысль, чувство, ощущение и интуиция. Каждая из них будет развита своим индивидуальным способом и выработает свое, отличное от других проявление. Развитие функции в ее узком самовыражении в результате всегда приводит к появлению зрелого канала Самость ↔ Индивидуальность, т.е. сознание способно курсировать свободно из Самости в нижние отделы подсознания и отдавать ему потенциал для постоянного творческого потока. Развитие самого канала и осознанного проявления функции гораздо важнее, чем вид творчества. Имея канал, функцию, навык индивид всегда может переориентировать действие. Тестирование типа личности и системы восприятия в данном случае является необходимым, но без психоанализа, недостаточным условием при консультировании.