Виртуальные аспекты эпохи перемен.

Автор

                        Немногим более ста лет ученые-психологи пытаются создать модель личности человека, но психический инструмент оказался столь сложен, что пока не удалось изобрести модели, учитывающей все возможные проявления. Это не значит, что такая модель не существует. Может быть, просто наука психология слишком молода и пока занимается сбором количественного материала, чтобы когда-то случилось обобщение, систематизация и прорыв на следующий качественный уровень понимания действительно сложной психической природы человека.

 

                               Глубочайший кризис последних лет, коснувшийся в целом нашей цивилизации, стран СНГ и Украины вызвал к жизни разрушительные силы на всех уровнях и планах психического проявления индивида. Осознание бессилия всесторонне развитого человека изменить свою жизнь к лучшему, заставляет искать точку опоры не в мире физических законов, не в социальной области и даже не в культуре и науке. Потому что представители данного слоя общества, имея знания и таланты, почему-то не получили стойкого эмпирического результата, выражающего себя в качестве психической жизни. В прошлых веках такой результат был, в обществе существовали сословия и классы, имеющие изначально разные возможности реализации, которые зависели от образования и развития сознания индивида. Сейчас, при сравнительно неравных стартовых возможностях, различные социальные срезы общества имеют примерно одинаковое психическое неблагополучие, видимо связанное не только с сознанием индивида. В настоящий момент, ни культурные ценности, ни научные, ни даже духовные знания и принципы не являются панацеей пребывания индивида в Сознании и контролирования им своей жизни. Хотим мы этого или нет, но развитие цивилизации вплотную подошло к проявлению Бессознательного в природе человека и, соответственно, связи между Сознанием и Подсознанием.

             Изучение Бессознательного началось в Европе в прошлом веке, но психоанализ почему – то буксует в славянских странах, может быть, потому что ориентирован на западный склад ума. Впервые с позиций современной науки Бессознательное было описано З.Фрейдом как глубокая и значимая область человеческой природы. Согласно его теории, Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоции и воспоминаний, которые столь неприемлемы для Сознания, что были вытеснены из него. З.Фрейд учитывал только негативные и асоциальные события, произошедшие в настоящей жизни индивида: травмы детства, враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания, которые могут даже не осознаваться и тому подобное. Современные исследования показали, что Бессознательное - есть явление намного сложнее и его структура, и проявление связаны не только с жизнью сейчас, но и с событиями прошлых жизней индивида и нашей цивилизации. Можно предположить, что Бессознательное – есть хранилище информации о прошлом, информационная база жизненного опыта индивида (не только негативного, но вообще всего, что было пережито), где на «жестких дисках» прожитых жизней сохраняется весь период развития индивидуальности. Такое объяснение позволяет обосновать наличие талантов и способностей, а также наличие недостатков и заболеваний, не наследуемых от родителей. Подтверждает индийскую и тибетскую кармическую теорию.

       Мой опыт показывает, что большая часть пациентов, приходящих на прием, уже находится в Бессознательном в какой-то степени состоянии, которое не оценивает таким образом, и даже не оценивает, как субъективное.

       Потребность в современной теории Бессознательного, позволяющей проводить немедикаментозную терапию, понимая различные его уровни и также дающую стойкий эффект возвращения назад, в рациональную и здравую психику, для меня, практикующего психолога, стала совершенно очевидной.

         Состояние Бессознательного психоаналитики выясняют опосредовано, по косвенным признакам. На мой взгляд, достаточно подробно и наглядно отражает содержание коллективных полей мода. Я предполагаю, что с 2001, ровно через 60 лет (астрологический цикл) из подсознания цивилизации поднялись содержания Второй мировой войны.

                 В моду вошла военная форма, маскировочные сетки на летних кафе, петарды символизируют взрывы снарядов, салюты, узкая обувь прижимает мизинцы ног (окончание каналов сердца), береты и ушанки, по покрою напоминающие самолетные и танковые шлемы, дырки на одежде, «грязные» джинсы, полосатая мода в концлагерях, волосы с прядями седины и неаккуратные (несимметричные) прически. Жуткая агрессия по телевизору и фильмы ужасов демонстрируют нам записанные в подсознаниях людей переживания Второй мировой войны. Так же, отдельно я бы отметила моду на черепа, которая у конкретного пациента может присутствовать в разной степени депрессии, агрессии или суицида. В частности, черепа на розовом фоне футболки или, еще позитивнее – улыбающиеся черепа!

                 Ни вовремя, ни после войны психические трагедии практически не лечились. Возможно, только психиатры знают, сколько лет люди, пережившие войну, кричат по ночам. Их психика даже после многих благополучных мирных лет не восстанавливается до предвоенного позитивного уровня.

                 То же самое, что происходит у нас, происходит сейчас на всей территории Земли, втянутой когда-то во Вторую мировую. После взрыва ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки, тысячи людей умирали медленной мучительной смертью. Лекарств от лучевой болезни не было. Они очень сильно хотели смерти как избавления от страданий. После смерти их души воплощались на Ближнем Востоке и сейчас, когда содержания войны поднялись в их сознания, родился мировой терроризм. Комикадзе имеют огромный суицид в поле, и агрессия их подсознательно направлена на Америку. Причины своей агрессии они не осознают так же, как и Америка не понимает, почему ей нужно контролировать Иран. В ее подсознании страх японского милитаризма. И пока, по кармической развязке, в обратную сторону не полетела бомба, самое время начать программы покаяния нации. Примерно тем же путем проходила Германия: сначала программы покаяния, затем льготные условия заселения евреев.

                 В настоящий момент в сознании цивилизации 2016 год, а из коллективной Бессознательной цивилизации может подниматься на поверхность, например, 1916. Подсознание постоянно поднимает из своих хранилищ те ли иные содержания прошлого. И отражается это так или иначе во всех странах. Культ власти и силы является в современном обществе с одной стороны выражением животного инстинкта самосохранения, с другой – последствиями войн, революций и передела мира в 20 веке.

                 Первое есть чисто животный инстинкт сохранения вида и контролирования территории охоты, свойственного в большей степени самцам. Второе есть фиксация, защитная реакция на стресс, полученный государствами Европы, Америки, Японии и СССР во время Второй мировой войны. Страх потери государственности записан в коллективном бессознательном этих стран и, сильнее всего сейчас его переживают лица в государствах, отвечающие за безопасность. Америке кажется, что Россия увеличивает свой военный потенциал, а Россия беспокоится, потому что НАТО «движется» на Восток. Страхи и недоверие друг другу идут из Коллективного бессознательного стран, на той или этой стороне принимавших участие во второй мировой войне. Воздействие коллективного бессознательного невозможно преодолеть индивидуальным сознанием, поэтому данные люди и все остальные, переживающие за независимость и свободу своих стран, автоматически заходят на уровень проблем политической власти тех лет. Это выражается бессознательно в их враждебности и подозрительности, совершенно неадекватной тому, что происходит в сознании. Выбраться из плена страха Железного занавеса и угрозы ядерной катастрофы Сознание цивилизации пока не в состоянии.

               Что уж говорить о индивидуальном сознании, находящемся в коллективном и зараженном всеми его болезнями. Если в начале 20 века К.Г.Юнг советовал выводить индивидуальное переживание на уровень коллективного, т.к. общество имело более здравые принципы и позитивный эмоциональный потенциал, то сейчас этот метод не работает. Коллективное пространство засорено и нездорово еще более, чем сам индивид. Если говорить об Украине, то переживание периода немецкой оккупации, обусловленного военными инстинктами выживания, пока что даже не может создать другой гимн, кроме «Ще не вмерла Украина». Любой специалист может здесь поставить диагноз психическому состоянию страны.

               В данном случае поставить диагноз не является такой проблемой, каковой представляется само излечение. И здесь я попробую предложить некоторые свои практические взгляды для тех, кто сейчас работает в данном направлении.

       Все методы работы с человеком по приведению его психического состояния в более здоровое и счастливое, условно можно разделить на два направления: методы работы с сознанием и методы работы с подсознанием.

Методы работы с СОЗНАНИЕМ.

 

     Любая техника или методика, позволяющая увидеть, чем сознание индивида обусловлено сейчас. Годится, если человек находится во вменяемом, адекватном состоянии и владеет своим сознанием. Объем сознания каждого из нас наполнен определенными содержаниями, которые нужно рассмотреть. Это будут прежде всего направления, принципы, убеждения, навязчивые или фанатичные идеи. Исследование объема сознания достаточно времениемкое мероприятие, т.к. состояние бытия каждого из нас имеет множество точек приложения. Психолог для этого использует тесты, дающие некоторую общую картину направлений и интересов индивида. После обнаружения обусловленности сознания выделяются те его стороны, которые ставятся во главу угла и на них базируется мировоззрение индивида. Проверить наличие идеализации очень легко, предложив самому себе противоположное мнение, отказ от цели, возможность другого пути. Индивидуальность может выразить здесь протест. Ну, а если противоположное убеждение проявляет другой человек? Самый первый признак идеализации – это агрессия на противоположное действие или несогласие с вашей точкой зрения.

Есть ли во взглядах индивида такие утверждения, которые выражаются с отрицательным эмоциональным фоном?          

               Сознание может выйти из любых психических форм отождествления. Например, таких

     «Я-женщина»

     «Это – мой бизнес»

     «Без нее я не смогу жить»

     «Православие – истинное христианство»

     «У меня один ребенок» и т.д.

Любое утверждение, мнение, знание, модель, переживание – есть субъективная реальность. Видение субъективного рождает сразу же видение объективного, т.е. действительно реального. Сознание входит в психическое проявление, отождествляется с ним. Эта форма психики «оживает» и формируется осознанное проявление. Но при отождествлении с формой, Сознание отдает ей кинетический потенциал и как только он кончается, развитие психики становится Бессознательным. Это происходит постепенно с любым состоянием или действием. В популярной психологической литературе подобное состояние называется «абсолютизация», «идеализация», «зацепка», «привязка» и т.д. А в народе говорят: «Он фанатик, сделал кумира из…». Т.е. нужно «оторваться», «отпустить» это убеждение. Но не вслух или на время. Совсем. Навсегда. Полностью. Если Сознание смогло выйти из отождествления с психическим самовыражением, человек испытывает облегчение. По каким сигналам внешней жизни мы можем видеть состояние Сознания? Как только его потенциал начинает иссякать, реальная жизнь индивида начинает становиться все хуже и хуже. Начинаются «балансировки». Т.е. принудительный отрыв Сознания, «залипшего» в каком-либо проявлении Личности. Примерно, в какой последовательности они будут происходить:

1.Осознание.

Человек при общении с кем-то потерял самообладание, сорвался в Бессознательное состояние истерики (агрессии), но после этого вдруг собрался, извинился и сделал   это, совершенно искренне раскаиваясь о содеянном. Такое, хотя и редко, но случается. Что произошло? У этого человека высокий уровень осознанности собственной рефлексии. Уже теряя самообладание, он чувствует, что что-то теряет. Его Сознание «бросает» свои негативные эмоции, выходит из ситуации, обретает самообладание, разумность, и гармонично разрешает ситуацию. В данном случае очень быстро гармонизируется окружающее пространство и дальнейших «балансировок» не будет.

2.Обстоятельства.

Когда психическое проявление теряет потенциал Сознания, а человек не чувствует этого, начинают притягиваться более жесткие событийные «балансировки».         Предположим, это бизнесмен. Он работает в день 12-15 часов и видит только в этом смысл жизни. В гармоничном проявлении психики этого человека предусмотрено разнообразное счастье и развитие: заботиться о своей жене, детях и родителях, отдыхать, развивать интеллект, иметь хобби и т.д. В целом его душа начинает деградировать, а ведь Вселенная достаточно долго формировала и развивала ее качества. Может она позволить, чтобы «ребенок» скатился из 10 класса в 7? Нет, Вселенная контролирует воспитательный процесс. Индивид имеет сильную мужскую волю, способную удерживать внимание на работе и не понимает, что гармония его психики – это такой же обмен качеств, как и постоянство гомеостаза тела. Он не видит своей целостности. Сознание, удерживаемое им принудительно, теряет свой потенциал, бессознательные проявления влекут за собой неправильные действия. Начинаются неприятности на работе. Если сильная Личность продолжает «цепляться» за деньги и престиж – то человек теряет бизнес и оказывается в том психическом пространстве, которое он давно не посещал своим Сознанием: семья, родители, друзья и т.д. Событийные балансировки могут быть разной степени тяжести: от пореза пальца (уже можно осознать, о чем я думал в этот момент) до самых тяжелых жизненных коллизий.

3.Болезнь.

Также бывает связана с неумением вовремя переключиться на другой вид деятельности. Если человек имеет очень хорошее здоровье (генетически) или он - профессионал здоровья (спортсмен, врач, целитель), то болезнь не возникнет, а произойдет несчастный случай. Тот, который «вырвет» Сознание из негодной формы.

  1. Смерть.

Обычно это происходит в глубокой старости, когда наработанные психические каналы Личности не могут соответствовать задаче настоящего времени. Сознание «залипает» на прошлое и не принимает изменений. Глубокое отождествление Сознания с Личностью и приводит индивида к слабости, старению и смерти.

     Преждевременная смерть также является экстренным выходом Сознания из всех форм психики. Одна из причин - слишком узкое сознательное развитие и нарастание бессознательных проявлений в других психических областях. В таком случае целостность всего психического организма сохранить не удается. Похоже на постоянство гомеостаза тела, не правда ли?   Пока Личность раздувается от своих успехов и достижений, система рвется по слабому звену. Это вопрос чувствительности, связи с собственным Сознанием и Подсознанием. Видит ли индивид степень своих энергопотерь? Он может их не осознавать, даже теряя здоровье и жизнь.

      Таким образом, мы можем обобщить, что здоровье нашего сознания – это широта и глубина его отношения к целой жизни, терпимость к непонятным и не принимаемым явлениям, готовность видеть свою ограниченность и уделить больше внимания новому явлению, рассмотреть его со всех сторон. При таком подходе происходит отделение «зерен от плевел», агрессия исчезает и происходит расширение сознания индивида и принятие им данного явления в близкой по индивидуальным возможностям форме. Соответственно конфронтация и борьба также отмирают за ненадобностью.

       РАБОТА С ПОДСОЗНАНИЕМ включает в себя элементы игры, ритуала, традиции. Искомым будет теперь не убеждение или идея, а переживание, эмоция, негативное состояние души. Чаще всего искать его не нужно, оно само заявляет о себе так неожиданно и сильно, что сознание бывает не в состоянии проконтролировать данную эгоистическую тенденцию или потребность. Если человек обращается за помощью к целителю или идет в церковь, то он уже осознает свою беспомощность преодолеть подобное состояние. Возможно, что здраво оценивает предыдущие самостоятельные попытки. Если личность и воля индивида откровенно слабы, то путь сознания в данном случае не работает. Подходит путь развития в местной религиозной традиции (православной) или близкой человеку (например, индийской или китайской) философской школы, разработавшей с помощью многовекового повторения подсознательные пути здорового развития психики. Первопроходцами в подобные бессознательные глубины были святые, подвижники, монахи-аскеты, великие личности данной культуры. Они, порой ценой своей жизни, разработали способы, теперь дающие возможность любому, совершающему ритуал или имеющему посвящение в традицию, двигаться в коллективном Бессознательном по уже проложенным, кем-то сильным и сознательным, тропам и гатям. Еще более размытые и обобщенные образы, позволяющие интуитивно двигаться в коллективном бессознательном, содержат сказки, мифы и предания данной культуры. Они помогают выжить в глобальных кризисах и переходах целых стран и народов, по масштабу своих изменений, превышающих возможности индивидуального сознания.

               Мы говорим так: мое Сознание, мое Подсознание. Но с мистической точки зрения отделения не может быть. Человек есть энергия, определенным образом организованная и имеющая многовариантную возможность стать бесконечной. Философы говорят, что Сознание определяет бытие, а психоаналитики, что Подсознание. Это крайности. На самом деле жизнь индивидуума есть произведенные его Сознанием в его Подсознании извилистые и разветвленные туннели определенной длины и ширины. И, пока все Бессознательное не будет осознанно - жизнь продолжается.