Сексуальная революция в компьютерный век

Автор

Сексуальный бум хлынул на нас с экранов теле- и видео-, порно- страниц Интернета и бизнес-рекламы. Все теперь можно и даже, говорят, нужно и полезно. Но на прием к психологу потянулись жертвы любви. И это не только девушки, уже не желающие секса, не только одинокие мужчины и женщины в попытке устроить личную жизнь, не только те, у кого 2, 3 и более партнеров сразу, но чего-то нет. Но и многие другие люди, совершенно нормальные в своих безудержных сексуальных фантазиях.

 

Современные взгляды сняли комплексы и расширили возможности любви и дружбы полов, но всякая свобода предполагает увеличение дисциплины и ответственности или просто видение, что большая свобода тоже не бесконечна и имеет свои рамки, вытекающие из ее безопасности. Вопросы физической безопасности – это дело медицины, а мы попробуем осветить в данной статье причины психологических травм и разочарований, которые, несмотря на любовь друг к другу, все же происходят с нами. Свобода развития отношений мужчины и женщины явилась серьезным испытанием более для молодежи, нежели для поколения их родителей, успевших в эпоху «отсутствия» секса в СССР, впитать глубокие нормы уважения, терпения и внимания к своему партнеру. И поэтому увеличение сексуальной свободы не разрушило так тотально, но, наоборот, существенно обогатило любовные отношения
40-летних и старше, а именно тех из них, которые смогли принять секс в свою зрелость. Но поколение, которым от 15 до 30 лет испытывает сейчас в сексуальной революции сильнейшую психическую лихорадку. Чтобы это стало очевидно, я попробую сначала высказать некоторые теоретические аспекты сексуальной природы, которые, я надеюсь, смогут доказать, что человек давно уже в своем развитии ушел от физиологического секса в чистом виде, как это существует у животных. Что секс – это всегда психическое удовольствие и очень сильно зависит от психического здоровья индивида и его культуры.

Восточная версия.

Сексуальная энергия по сути своей есть энергия рождения какой-либо формы жизни, и локализуется в районе гениталий. Женщина вынашивает ребенка именно в этом месте. Но сексуальная энергия не только детородная. Индийские духовные источники описывают энергию Кундалини, свернувшуюся змейкой в нижней части поясницы. У обычного человека она проявляет себя в момент сексуального оргазма и в последнее мгновение жизни, в момент агонии разворачивается и выбрасывает сознание из физического тела. Исследования людей, переживших клиническую смерть, доказывают, что и это последнее переживание Кундалини также приятно, как и сексуальный оргазм. Умирающие принимают его за «рай», «царствие небесное» и не хотят возвращаться в наш мир. Именно поэтому энергия Кундалини так тщательно изучалась в йоге и тантре. Давно известно, что негативные переживания приводят к болезням, а, соответственно, позитивные излечивают. По этой причине индусы называют Кундалини матерью здоровья. Выражаясь современным языком, можно назвать Кундалини драйвером, матричной программой здоровья. Поднимаясь из нижней чакры вверх по позвоночнику, Кундалини сжигает своей радостью все отрицательные переживания, открывает чакры, освобождает центральный канал для свободной и нормальной циркуляции энергии. Это ее свойство мастера использовали для ускоренной трансформации верхних чакр. Техника подъема Кундалини предполагает – ограничить горизонтальное расходование сексуальной энергии и практиковать с помощью специальных сутр ее вертикальный подъем. В результате такой практики у человека открываются «сиддхи» или, говоря современным языком, паранормальные способности. Возможно, что не у всех откроется что-то исключительное, но опыт говорит, что становятся лучше и совершенно обычные способности психики, такие как мышление, восприятие, внимание, интуиция, творчество и т.д. Некоторые индийские и тибетские источники утверждают, что у человека нет вообще никакой другой энергии, кроме сексуальной и умение сдержать горизонтальное расходование и поднять эту энергию в верхние центры и есть единственная возможность чего-то добиться в жизни.

Европейская версия.

Здесь можно провести параллель с научной моделью личности З.Фрейда, являющейся основой современного психоанализа. Фрейд также утверждал, что вся психическая энергия сексуальной природы и, что бы человек ни делал, в основе его поступков лежит бессознательный сексуальный мотив. Дальнейшее развитие этой темы в теории К.Юнга уже предполагает сублимацию (изменение) либидо (сексуальной энергии) на другие психические проявления. Учитывая, что все: и индийские мастера 5000 лет назад, и современные ученые, изучали одну и ту же психику, то, очевидно, что общие закономерности существуют. Только теперь они доказаны научно, и мы можем констатировать это как факт: сексуальная энергия человека является основой развития его талантов, способностей, возможностей, если ее расходование будет ограничено горизонтально. На этом принципе основаны все религиозные и моральные сексуальные ограничения. Если бы этих ограничений не было, то общество, цивилизация, возможно бы и не возникли. Именно по этой причине женщина раньше была лишена возможности развития и отставала от мужчины. Из-за отсутствия предохранения женщина много рожала, ее либидо оставалось внизу или сублимировало в процессы обслуживания и воспитания, которые и давали возможности роста и развития других психических качеств в мужчине. Обладая той же творческой созидательной энергией, мужчина создавал все остальное. С появлением предохранения возникла сначала эмансипация, затем феминизм и сегодняшнее время констатирует различие лишь в методах проявления мужского и женского, свойственного их природе, но не в результате. Теперь мы понимаем, для чего нужна сексуальная культура, но помним ли мы, в каких неимоверных муках она зарождалась?

Давайте вернемся к истории европейской цивилизации. Усиление государственной власти в 11-12 веках усилило церковь, мораль и брак. В это же время рождается инквизиция. Что делали монахи-инквизиторы? Рассылали шпионов по всей стране, которые искали людей, состоящих в сексуальной связи, не освященной церковью. Их ловили, пытали, да так, что они признавали свои грехи. А затем их казнили или сжигали публично. Чтобы привести сексуальную энергию к какому-то контролю, это должно было быть смертельно наказуемо, так, как только страх смерти сильнее сексуального влечения. Именно эти события, происходящие в Европе несколько веков, родили понятие «смертельный грех». Понятно, что если ограничить мужчину браком, то есть одной женщиной и многими обязанностями, то либидо будет вынуждено перераспределятся. Далее формируется этикет. Теперь мало побеждать в рыцарских турнирах. Чтобы взять в жены красивую женщину, мужчина должен научиться танцевать, петь серенады или говорить о любви стихами, быть любезным и уважительным. В результате такой сублимации возникает эпоха Возрождения: классическая музыка, балет, живопись, скульптура и т.д. Далее последовал в Европе расцвет семьи как основы общества и образ рыцаря стал плавно превращаться в образ джентельмена (нежный мужчина), с детства впитавшего этикет, мораль, преданность семье и гражданскому долгу. Мы видим, что благодаря культуре цивилизации, ограничивающей сексуальность, уже не отдельные личности в монастыре или ашраме, но все общество постепенно движется к раскрытию своих психических возможностей. В 19-20 веке сублимация достигает Аджны (интеллектуальный центр, находящийся в районе межбровья), начинается развитие науки и техники. И, наконец, в 21 веке мы видим развитие интеллекта на грани импотенции. Чем выше сублимация, тем меньше естественная сексуальность. Очевидно, что построение счастливой семьи и личного счастья заставляет нас вернуться опять в наработанные культурные формы. Если понятие этикета и морали деградирует, то мы снова погружаемся в сексуальный беспредел, чтобы «наесться» примитивного секса и затем выработать некоторую культуру совместного времяпровождения.

Что мужчина и женщина делают вместе и как? На эту тему написано много литературы. Мне хотелось бы отметить то, что я считаю самым важным, обобщая весьма сублимированные фантазии приходящих на прием людей. Культура сексуальных отношений может иметь три основных аспекта:

  1. Максимальное отодвигание и оттягивание самого сексуального акта с помощью общепринятых форм ухаживания и добавления других культурных удовольствий.

Это дает максимум развития обоих партнеров во всех отношениях, их социальный успех, их физическое и духовное здоровье, постоянное наличие энергии на любые проявления. Сексуальное влечение выбрасывает либидо в психику, но не расходует его сразу, а перенаправляет на более тонкие психические проявления. Нужно научиться удовлетворять не только сексуальные желания друг друга, но и любое другое желание партнера в пределах допустимого, которое также заслуживает уважения и тренирует способность удерживать внимание; учит любить и быть любимым по-человечески разнообразно.

  1. После сексуального акта объект любви остается не менее значим, чем до него.

Очевидно, что это глубокая культура отношений. У животных после сексуального акта объекты более не интересуются друг другом.

  1. Ласка.

Имеется в виду самое простое удовольствие от прикосновения. Кошка прыгает на руки именно для ласки, ребенок склоняется именно для этого – «потереться, прислониться», а по сути обменяться энергией и чувствами через кожу. Здесь нет сексуального возбуждения, но удовольствие присутствует. Где же в современном мире взрослый человек может получить такое удовольствие? Это большая проблема. Это возможно почти только с сексуальным партнером. А если таковой отнюдь не джентельмен (то есть не нежный), то есть не развит, не получает от ласки удовольствия, не хочет ласки и сам не умеет ласкать. Именно эта ущербность (не потенция) приносит больше всего страданий и разрывов. Возможно, что удовольствие от ласки развивается в детстве и ребенок, которого «гладили» имеет больше шансов на успех. Взрослый может развить себя, например, обучаясь массажу. Среди массажистов культивируется именно не сексуальная чувствительность и это является более глубокой сублимацией (умение отделить сексуальное влечение от кожного прикосновения). Но еще более глубокой сублимацией является ласка словами и глазами. Итак, три вида ласки:

            А) кинестетическая (физическое ощущение).

            Б) вербальная («поглаживание» словами)

            В) зрительная (одобрительный, поддерживающий, ласкающий взгляд).

Развитие таких психических проявлений в человеке дает для близких отношений много больше гарантий, чем высокая, чисто сексуальная потенция. Последняя тоже необходима, но в той степени, в которой собственное сексуальное желание не мешает понимать, видеть и чувствовать партнера.

Сексуальный центр у современного человека редко бывает открыт по причине нашего субъективного взгляда на интимные отношения. Что это такое? Есть модель отношений с близким человеком. Чаще всего эта модель глубоко эгоистична и бессознательна. Она предполагает то, что даст мне близкий человек. Когда двое начинают жить вместе, то их модели сталкиваются и рождают взаимную агрессию. Я вижу почти постоянно агрессию супругов друг на друга и, как правило, у обоих сексуальный центр будет иметь заболевания. Это может быть человек уже разведенный или во втором или третьем браке, а в поле агрессия на прошлого партнера осталась, и сексуальный центр будет закрыт.

Совместимость существует. Есть пары более совместимые и менее, и совсем разные в формах проявления своей любви. Но если вы не можете измениться, чтобы вместе было хорошо, то это еще не повод осуждать друг друга. Лучше все же разойтись, но не жить во взаимной агрессии.

Бывает, что у человека такая узкая модель интимного счастья, что он фактически обречен на неудачу. Это не проблема его партнеров, это его слабое восприятие, маленький опыт и большие требования. Именно здесь неплохо почитать научно-популярную литературу и расширить свою модель. Но затем, сталкиваясь с жизнью, все равно допускать ограниченность своего понимания. Личность всегда эгоистична, она рассматривает близкого человека как предмет быта, удобный для жизни. И, чем ближе становятся партнеры, тем труднее им сохранить уважение к индивидуальному пути друг друга, я уже не говорю о любовании уникальным сочетанием душевных качеств каждого человека. И здесь мы наблюдаем противоречие между свободой быть собой и возможностью быть вместе. Разрешение этого противоречия происходит через развитие культуры совместной жизни, через повышение образования и осознание самого себя.

Революции случались и ранее. По времени ближе всего нам американская сексуальная революция, случившаяся в прошлом веке. Что мы знаем о ней из психологической литературы? Мама, отправляя 15-летнюю дочь в школу, кладет ей в портфель презервативы. Однако, когда эта девочка выросла, то почему-то стала очень строгой и морально обеспокоенной мамой.

О сексуальной индийской революции, случившейся в глубокой древности, мы знаем еще меньше. Но даже то, что известно, пока не культивируется, так как столь духовно и культурно, что не воспринимается интеллектом и вряд ли возможно в компьютерный век. Есть храмы в Индии, на стенах которых изображен групповой секс и все счастливы. Думали ли мы когда-нибудь об отсутствии женской ревности и эгоизма в восточной многоженной семье. И о присутствии ответственности и культуры сохранения потенции в мужчине. Без такой культуры, без специального обучения контролю, мужчина не смог бы иметь несколько жен.

Однако сейчас нам не до этого. Давайте упадем с сексуальных небес на землю, где мы находимся и увидим, что даже просто сексуальное здоровье сейчас большая редкость. А пропаганда сексуальной свободы есть по сути своей информационный бум, не подкрепленный никакой учебной, научной и культурной основой. Ведь чтобы реализовать свободу снаружи, нужно также глубоко переживать ее внутри. Если нет возможности внутренней, то вся наша сексуальная революция происходит только в кино, а не в собственной жизни.

Я вижу, что секс в наше время – явление полностью психическое и в моей практике не было случая, когда бы за сексуальным удовольствием не скрывалась «толпа» других радостей, которые мы надеемся получить вместе с сексом. Психика стала очень многогранной и разнообразной. Поэтому создать близость двух людей сложнее, чем раньше. По этой причине брак, в его традиционной форме, постепенно видоизменяется. Отношения станут более свободными, и это всего лишь возможность искать и выбирать. И в этом нам может помочь структура досуговых организаций, где мы ищем, отдыхая и совместно развиваясь, не сексуального партнера, а естественную близость и понимание. Давайте же не будем упрощать свою сексуальную революцию, но совершим ее и, наконец, полюбим друг друга.

Светлана Левантович

Психолог

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.